August 14, 2008; Page A11
Неужели это всего лишь совпадение, что Владимир Путин бросил танки на Грузию на той же неделе, когда умер Александр Солженицын? Бесчисленное множество раз говорилось о том, что упадок советского коммунизма начался с раскрытия Солженицыным правды.
Наблюдая вчера за тем, как его танки угрожают Тбилиси, Владимир Путин, вероятно, думал, что мир без Солженицына его совершенно устраивает. Несметные богатства позволяют ему и людям из его окружения смотреть на мир бесстрастными глазами саудовского принца.
Избавившись от утомительного бремени внедрения советской идеологии, путинская Россия взяла за горло немцев, французов, итальянцев и многих других европейцев, нуждающихся в энергоносителях. Русские развлекаются в лондонских клубах и на солнечных курортах Европы. Европейские потребители газа будут платить по счетам вечно.
Теперь новые русские в Грузии, и там они создают новый мир по правилам, основанным на старом русском брутализме. Их политические инструменты включают в себя убийство как средство заставить умолкнуть навсегда и будничный энергетический шантаж. А на этой неделе была возрождена стратегия массового танкового вторжения, опробованная в 1956 и 1968 годах.
Оглушителен звук чешуи, падающей с западных глаз, хотя стоит отметить, что о волках, уже проникших на Запад - террористических бригадах радикального ислама - упомянуто в очень немногих комментариях, посвященных реальности после войны в Грузии. Иранские муллы внимательно наблюдают: они захватят Залив, как только станет ясно, что Запад не будет сопротивляться. Скоро ли?
Есть альтернатива этому мрачному противостоянию, цель которого - разрушить порядок, служивший на благо мира 60 послевоенных лет.
Эта альтернатива - Грузия.
После того, как 36-летний Михаил Саакашвили был избран в 2004 г. президентом Грузии, он и его молодые коллеги начали осуществлять ускоренную программу интеграции своей страны в глобальный мировой порядок. Грузия стремилась создать у себя и демократию и рыночную экономику.
Стоит отметить, что, как и Саакашвили, выпускник юридической школы Колумбийского университета, прибывший в США из Грузии по программе стипендий Маски (Muskie Fellowship) государственного департамента, многие из его молодых министров обучались в таких высших учебных заведениях, как Университет им. Дьюка, Южный Методистский университет в Индиане, или в израильском Тель-Авиве.
Многие такие зарубежные студенты должны были задуматься о явном успехе США. Безусловно, в их числе были молодые грузины.
Они вернулись в Тбилиси и вместе с Саакашвили начали возводить камень за камнем политическую, экономическую и финансовую систему, которая могла легко подключиться к системам, уже действующим на Западе.
В конечном итоге они преуспели. Экономический рост в прошлом году составил около 12 процентов. Приток иностранных инвестиций находится на высоком уровне.
Многое из того, что они сделали для вывода Грузии на мировой уровень, кажется прозаическим. Они приняли законы для упрочения прав собственников. Они присоединились к международным соглашениям и институтам, регулирующим арбитраж, отчетность и гарантирующим права собственности. Они изменили свои законы о фондовом рынке так, чтобы корпоративные инсайдеры не могли экспроприировать акции у миноритарных инвесторов. Они реализуют соглашения о свободной торговле со своими торговыми партнерами в регионе. Естественно, они хотят вступить в НАТО. Пока еще Грузия - это не Англия Джона Локка - правовая система исключительно слаба - но траектория задана.
С точки зрения истории, это, по сути, то же самое, что генерал Дуглас Макартур сделал после Второй мировой войны для Японии, а Конрад Аденауэр - в Западной Германии. В обоих случаях имели место четкие усилия по реорганизации государства для участия в политической и торговой жизни Запада. 'Запад' - это, разумеется, условное определение, описывающее нормы, действующие в цивилизованном мире в послевоенный период. Россия от них отказалась, осуществляя вплоть до 1991 г. советскую гулаговскую модель.
Грузия - это уменьшенная модель мира наций, возникающего на обломках старых систем. В прежнем, еще не глобализированном мире наверху были великие державы Запада, а все остальные копошились внизу. Грузия представляет собой независимое государство, упорно работавшее над тем, чтобы стать частью устоявшегося цивилизованного порядка, а не вносить свою лепту в хаотичные и жестокие трения, которые, похоже, могут в любой момент захлестнуть мир. Путинская Россия - генератор трений.
Некоторые утверждают, что Грузия не относится к числу первостепенных американских интересов. Они считают, что Грузия - это, в конечном итоге, та страна, по которой нефть и газ откуда-то издалека идут транзитом в Турцию или Европу. Грузия - это, прежде всего, география, будь она неладна. Ошибочное мнение.
Когда закончится этот кризис, Грузия станет моделью или для мира, который работает, или для мира, в котором бизнес ведется при помощи ножей. Спросите нефтяной концерн ВР, подвергшийся в России грабежу.
Если министерства иностранных дел, главы корпораций, инвесторы и политические интеллектуалы всего мира не видят связи между судьбой Грузии и будущим их мира, то пора направить наши основные усилия на то, чтобы играть по правилам Путина. Так поступили уже многие враги Запада.
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_____________________________
Защитим Тбилиси ("Corriere Della Sera", Италия)
Россия в своем самодовольстве движется к падению ("The Times", Великобритания)
Запад не может больше безучастно наблюдать за тем, как бесчинствует бандит-Россия ("The Guardian", Великобритания)