Thursday, August 14, 2008; Page A17
Соглашение между Россией и Грузией о прекращении огня не очень-то привлекает внимание. Его условия меняются по мере продвижения российской армии. А Россия, тем временем, оккупировала Гори (что вполне символично - ведь там родился Сталин), по сути дела, разрезав Грузию надвое. Дорога на столицу Тбилиси открыта, но премьер-министр Владимир Путин, очевидно, решил добиваться своих целей через военное давление и уступчивость Запада, а не через открытую оккупацию.
Его цели ясны. Это не только вывод Южной Осетии и Абхазии из состава Грузии и включение их в состав России. Это не только разгром грузинской армии и предоставление Грузии на милость победителя - России.
Настоящая цель - финляндизация Грузии путем отстранения от власти президента Михаила Саакашвили и замены его российской марионеткой.
Этим можно объяснить прекращение продвижения российской армии в сторону Тбилиси. Но никто не замечает сегодня того, что все предстоящие шаги по условиям договоренности о прекращении огня - вывод войск, территориальные соглашения, миротворческие силы - должны будут согласовываться в ходе прямых переговоров между Россией и Грузией. А Россия заявляет, что с Саакашвили разговаривать не будет. Таким образом, первым условием любых подвижек на любом фронте становится смена режима власти. Именно на этом будет настаивать Путин в предстоящие дни. Он рассчитывает на то, что Европа заставит Саакашвили уйти в отставку и/или бежать из страны, чтобы 'дать миру шанс'.
Финляндизация Грузии даст России возможность контролировать трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Это единственный значимый маршрут каспийской нефти и газа, который идет на запад не через российскую территорию. Трубопроводы - это жизненно важные артерии для таких бывших советских республик, как Казахстан и Азербайджан, которые живут за счет экспорта энергоресурсов. Москва может стать хозяйкой каспийского бассейна.
Подчинение Грузии имеет дополнительный эффект. Это станет предостережением России в адрес ее бывших сателлитов из стран Балтии и Восточной Европы: вот что может случиться с теми, кто слишком сильно сближается с Западом. Это первый шаг на пути восстановления гегемонии России в регионе.
Что же делать? Давайте будем реалистами. Военными средствами сделать ничего нельзя. Но мы можем изменить путинские расчеты затрат и результатов.
Возможности для этого у нас имеются. Можно будет использовать целый ряд мер, если Россия не выполнит свои обязательства по прекращению огня.
1. Временно приостановить работу Совета Россия-НАТО, который был создан в 2002 году для сближения этой страны с Западом. Ясно заявить о том, что вслед за временным прекращением работы совета последует его роспуск. Совет дает России место за столом заседаний альянса. Суть этого сигнала: нападение на соседние демократические государства влечет за собой утрату этого места.
2. Отказать России во вступлении во Всемирную торговую организацию.
3. Распустить 'большую восьмерку'. Присутствие России в этой группе промышленно развитых демократических государств является фарсом, но никто не хотел расстраивать медведя изгнанием из ее состава. Ну и не надо. Из 'большой восьмерки' выйдут семь ее демократических стран-членов. (А если итальянец Сильвио Берлускони, с симпатией относящийся к грузинской авантюре Путина, захочет остаться, пусть проводит с ним ежегодные обеды 'большой двойки'.) И сразу вслед за этим объявят о воссоздании 'большой семерки' в ее первоначальном составе.
4. Объявить американо-европейский бойкот зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Поступить иначе просто стыдно. Сочи находится в 20 с небольшим километрах от Абхазии - второй грузинской провинции, в которую тоже только что вторглась Россия. Тогда Игры станут увлекательным состязанием между бобслейными командами из России, Белоруссии и Ямайки.
Все эти меры (за исключением роспуска 'большой восьмерки', который должен носить необратимый характер) можно будет пересмотреть в зависимости от действий России. Самым важным и минимально необходимым шагом в этом отношении должен стать отвод войск с территории Грузии в Южную Осетию и Абхазию.
Но самая важная и безоговорочная мера, однако, заключается в следующем. Заявить о неизменной поддержке правительства Саакашвили и объявить о том, что его свержение русскими приведет к признанию правительства в изгнании. Таким образом, все мгновенно поймут, что у нас появляется правовая основа для снабжения и поддержки грузинского сопротивления против поставленного у власти русскими режима.
Президент Буш может воспользоваться своими тесными личными связями с Путиным и отправить ему экземпляр очень занимательного (и полностью вымышленного) фильма 'Война Чарли Уилсона' , чтобы напомнить Владу о том, что мы можем доставить России неприятности. Путину не надо будет напоминать о возможностях грузин и о длинной истории их борьбы с захватчиками.
Бушу надо исправить свой момент позора, подобный тому, который он допустил во время урагана 'Катрина'. Пока он с гиканьем болел за нашу команду по пляжному волейболу, Путин вылетел в Северную Осетию, чтобы руководить вторжением в соседнюю страну. Буш направляет госсекретаря Кондолизу Райс (Condoleezza Rice) во Францию и Грузию. Своевременный шаг. Ее задача должна состоять в том, чтобы представить эти санкции, добиться максимально возможного согласия Европы на них, а затем приступить к их реализации в соответствии с поведением русских. И что самое важное - предотвратить любые евроколебания по поводу выживания грузинского демократически избранного правительства.
Карты у нас есть. Их надо правильно разыграть. На кон поставлено очень многое.
* История о нечистом на руку техасском конгрессмене Чарли Уилсоне, делавшем деньги на тайных поставках оружия афганским повстанцам, сражавшихся с советскими войсками. (Вернуться к тексту статьи)
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
____________________________________
Вашингтон знал, что защищать Грузию не станет ("The Financial Times", Великобритания)
Владимир Путин мастерски ставит мат Западу ("The Times", Великобритания)
'Победа' России может дорого ей обойтись ("Le Figaro", Франция)