Wednesday, August 13, 2008; A03
Главный советник сенатора Джона Маккейна организовал 17 апреля телефонный разговор своего босса с президентом Грузии, а вслед за этим помог вероятному кандидату от Республиканской партии на президентских выборах подготовить решительное заявление в поддержку молодой республики.
В тот день, когда состоялся телефонный разговор, лоббистская фирма, принадлежащая этому советнику, Рэнди Шунеманну (Randy Scheunemann), подписала контракт на 200 000 долларов о дальнейшем оказании грузинскому правительству стратегических консультационных услуг в Вашингтоне.
Избирательный штаб Маккейна сообщил, что контракт, подписанный Грузией с компанией Orion Strategies, не связан с решением кандидата провести телефонный разговор с президентом Михаилом Саакашвили и не повлиял на его заявление. 'Звонок был совершен по просьбе посольства Грузии', - заявил пресс-секретарь избирательного штаба Брайан Роджерс (Brian Rogers).
Но эксперты по этике выразили обеспокоенность тем, что бывшие лоббисты иностранных правительств дают консультации кандидатам в президенты относительно этих же стран. 'Вопрос в том, кто является клиентом. Советник лоялен доходу, получаемому от иностранного клиента, или кандидату, на которого он работает в настоящее время? - таким вопросом задается Джеймс Тербер (James Thurber), эксперт по лоббированию из Американского университета. - Опасно получать советы от тех, кто тесно связан со странами, находящимися на той или иной стороне конфликта'.
Согласно отчетам, поданным в федеральные органы, на момент звонка Маккейна Шунеманн официально прекратил вести лоббистскую деятельность в пользу Грузии. Но он продолжал работать в компании Orion Strategies, где числятся всего два лоббиста - он и Майк Митчелл (Mike Mitchell).
Шунеманн проработал в фирме еще один месяц - до 15 мая, когда избирательный штаб Маккейна ввел новую жесткую антилоббистскую политику, и он был вынужден покинуть компанию.
Роджерс говорит, что Шунеманн 'с 15 мая 2008 г. не получает какого бы то ни было вознаграждения от Orion Strategies'. Шунеманн отказался дать интервью в рамках подготовки этого материала.
Будучи частным лоббистом, пытающимся оказывать влияние на законодателей и сотрудников администрации Буша, Шунеманн временами пользовался доступом к Маккейну в своей работе на иностранных клиентов на Капитолийском холме. Согласно документам, поданным в департамент юстиции, число телефонных разговоров и встреч с Маккейном и его ведущими советниками, организованных с 2004 г. им и его партнером от имени иностранных клиентов составило 71.
Часто главной темой этих контактов было стремление Грузии в НАТО и законодательные инициативы, включая предложенные, среди прочих, Маккейном меры по поддержке позиции Грузии в Южной Осетии, одном из грузинских регионов, занятых в минувшие выходные Россией.
Еще одна мера, которую лоббировал Orion и поддержал Маккейн - это Акт 2006 г. о консолидации свободы в НАТО, предусматривающий выделение Грузии гранта в 10 млн. долларов.
В то время как президентская кампания Маккейна набирала обороты, Шунеманн выполнял двойственную роль - внешнеполитического консультанта кандидата и лоббиста Грузии. Между 1 января 2007 г. и 15 мая 2008 г. избирательный штаб заплатил Шунеманну за внешнеполитические консультации примерно 70 000 долларов. За тот же самый период правительство Грузии выплатило его фирме за лоббирование 290 000 долларов.
Начиная с 2004 г. компания Orion получила от грузинского правительства 800 000 долларов.
По словам Роджерса, тот факт, что Orion представляет Грузию, никак на повлиял на решение Маккейна провести телефонный разговор с Саакашвили в апреле. 'Об этом звонке попросило посольство Грузии в связи с обеспокоенностью Грузии недавними российскими действиями в отношении Южной Осетии и Абхазии', - заявил он.
Маккейн отмечает, что он тесно сотрудничает с Грузией и ее высокопоставленными представителями с середины 1990-х годов. Вчера в одном из своих предвыборных выступлений Маккейн назвал Саакашвили своим близким другом.
Однако Роджерс признал, что 'Шунеманн и другие члены группы внешнеполитических советников имеют отношение к запросам на телефонные переговоры и заявлениям по вопросам внешней политики'.
В апреле, сразу же после звонка, Маккейн сделал заявление, в котором выразил поддержку позиции Грузии.
'Мы не должны позволить России считать, что она может безнаказанно проводить политику, подрывающую суверенитет Грузии, - подчеркнул Маккейн. - Грузия отреагировала сдержанно, и должна поступать так и далее'.
Мелани Слоун (Melanie Sloan), исполнительный директор вашингтонской организации 'Граждане за ответственность и этику' (Citizens for Responsibility and Ethics), заявила, что установить, были ли советы Шунемана Маккейну действительно беспристрастными, возможно, не удастся.
'Ситуация такова, что непонятно, чьи взгляды излагаются на самом деле, - заявила Слоун. - Действительно ли это ваши взгляды, или это взгляды, за которые платят клиенты ваших главных советников? Вероятно, Маккейн и без того сочувственно относится к Грузии, но то, что у него в советниках числится такой человек, как Шунеманн, вызывает вопросы'.
Пресс-секретарь кандидата демократов Барака Обамы Гари Севьюгэн (Hari Sevugan) заявил, что деловые связи Шунеманна с Грузией поднимают ряд вопросов о том, какое влияние он оказал на позицию Маккейна по конфликту в Грузии.
'Речь идет о проявлении конфликта интересов, являющегося естественным следствием того, что лоббисты руководят кампанией и занимают ключевые должности, а лоббистская культура уже четверть века определяет это мировоззрение', заявил Севьюгэн.
При участии редактора-исследователя Элис Крайтс (Alice Crites)
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_________________
Джон Маккейн: Мы все грузины ("The Wall Street Journal", США)
Упрек Западу за его роль в грузинских делах ("The Financial Times", Великобритания)
Буш и Грузия ("The Wall Street Journal", США)