Путин затягивает петлю на шее Грузии
*****
Я балдею от украинских девушек
Куда до них западным
А от московских девушек я пою и кричу
Что Грузия всегда со мной
Я снова в СССР
Ребята, если б вы знали, как вам повезло
Снова в СССР (Джон Леннон и Пол Маккартни)
Нынче утром снова в СССР оказались не только осетины. Снова в СССР смогли почувствовать себя следующие категории граждан: прочие жители Грузии; 'национальные меньшинства', например, чеченцы; Запад; кроме того, сами русские, которым теперь предстоит жить с государством, устройство и политическая идеология которого имеет зловещее сходство с Советским Союзом. Россией правят властолюбивые жадные милитаристы, и их не слишком волнуют границы их суверенитета.
Повезло всем этим ребятам или нет - вопрос отдельный.
В последние годы российское государство отличилось следующим. Во-первых, оно подверглось вполне обоснованным обвинениям в убийстве гражданина, проживавшего в Лондоне в изгнании. Во-вторых, оно экспроприировало иностранный инвестиционный капитал, действуя от лица сырьевой компании, которую само же и контролировало. В-третьих, оно помогало сепаратистам в соседних странах дестабилизировать недавно полученную соседями независимость.
А недавно Россия окончательно решила перестать вести себя хорошо, начала бомбить независимое государство - Грузию - и ввела туда войска.
Кое-какие из вышеперечисленных действий совершались под прикрытием обеспечения соблюдения налогового законодательства или же 'миротворческой деятельности'. Разговоры о 'демократии' - это тоже не более чем прикрытие: ведь вся власть и все деньги в стране все более сосредотачиваются в руках премьер-министра Владимира Путина и прочих siloviki (бывших работников разведывательных служб). Надо сказать, что siloviki неплохо умеют отбирать у людей собственность, но вот создавать ценности они не умеют, поэтому по большей части они разбазаривают отобранное, после чего им приходится отбирать что-то еще.
Подобная система паразитирования была успешно скопирована в 'отколовшихся' регионах Грузии, которые Кремль якобы взял под свою защиту. Почти все официальные лица в 'правительстве' Южной Осетии - бывшие работники КГБ из различных регионов России. Так, 'министр внутренних дел' ранее служил в МВД Северной Осетии. Юлия Латынина из 'Новой газеты' едко замечает: 'Южная Осетия - это не территория, не страна и не режим. Это совместное предприятие генералов-силовиков с осетинскими бандитами, используемое для извлечения прибыли из войны с Грузией'.
Другими словами, это - жалкий, малонаселенный перевалочный пункт, живущий наркоторговлей, контрабандой, отмыванием денег и прочими преступными промыслами.
Помимо снабжения силовиков деньгами, Южная Осетия имеет еще одно назначение - дестабилизировать ситуацию в прозападной Грузии. Периодически обстреливая близлежащие грузинские села, осетины спровоцировали грузинского президента Михаила Саакашвили на ответную военную операцию, которая, похоже, окончится катастрофически.
Но если бы Грузия бездействовала, Россия постепенно включила бы регион в состав своей территории. Путин уже раздал жителям Южной Осетии российские паспорта. Результат один: продолжение российской экспансии, месть Грузии за смелый союз с Западом и аннексия Южной Осетии (теперь в ней хозяйничают российские 'миротворцы').
Вот так, ребята. Снова в СССР - и никак иначе.
Удовлетворится ли господин Путин теперешней перекройкой границ? Прошлой ночью российские танки вошли на территорию собственно Грузии. Продолжит ли он калечить страну? Перекроет ли он единственный в мире трубопровод, по которому среднеазиатская нефть поступает на Запад без транзита через территорию России? А если перекроет, сойдет ли ему это с рук?
В Москве, очевидно, полагают, что им удастся выдать наглый захват чужой территории за 'миротворческую' операцию, призванную остановить 'геноцид' и 'этнические чистки', якобы осуществлявшиеся грузинами. Этот лживый 'нарратив' сейчас активно популяризируется в ходе массовой пиар-кампании в России и на мировой арене. Первоначально этот нарратив даже нашел сторонников в среде тех людей, с точки зрения которых любой выступивший против Джорджа Буша или против его союзников неизбежно оказывается правым.
Так, многие утверждали, что признание господином Путиным Южной Осетии было ответом на признание независимости Косово Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом. Россия, однако, помогает сепаратистам уже шестнадцать лет. В таком случае выясняется, что перед нами уникальный случай, не имеющий прецедентов в истории человечества, а именно: следствие предшествует причине во времени.
Другой попыткой смягчить антироссийскую риторику стало заявление о том, что Саакашвили прогневил господина Путина, пожелав вступить в НАТО. Данный аргумент является практическим применением выдвинутого философом Роджером Скратоном (Roger Scruton) постулата, что 'оборона равнозначна нападению'. На самом деле события прошлой недели показали лишь то, что Саакашвили был прав, ища защиты от российской агрессии. Если бы членство в НАТО было Грузии предоставлено, в Кремле бы лишний раз задумались, стоит им нападать на Грузию или нет.
Гремучая смесь искусной пиар-кампании в российских СМИ и культурного мазохизма западной общественности в принципе могла бы привести к тому, что Запад проглотил бы захват Россией Южной Осетии и даже Абхазии, - дело обошлось бы парой формальных протестов, после чего стороны вернулись бы к ведению своих дел в обычном режиме. Подобный сценарий даже сейчас не представляется невероятным - особенно тяжело поражено пацифизмом немецкое общество - но существуют три аргумента против политики умиротворения.
Первое - это вид российских танков, с грохотом движущихся по грузинской территории. Тридцатилетняя годовщина нападения на Чехословакию пробудила старую память о зверствах Советского Союза. Второе - это то, что танки не остановились на границе сепаратистских регионов, а продолжили движение по территории собственно Грузии. Это обстоятельство в значительной степени дезавуирует 'миротворческую' версию событий и делает затруднительным проведение границы между происходящим и неприкрытой агрессией - такой, как, например, агрессия 1968 года против Чехословакии. В-третьих, государства-члены ЕС и НАТО, ранее бывшие сателлитами СССР, постоянно лоббируют активную оборонительную политику в отношении России. В субботу Польша и страны Балтии совместно призвали обе международные организации осудить российскую агрессию.
Но как может Запад выступить с осуждением? Россия имеет в регионе подавляющее стратегическое преимущество. Едва ли не наибольшее, чего могут добиться западные дипломаты, - это 'повторное замораживание' конфликта вдоль тех границ, которые удовлетворят стремление России сохранить свои клептократические анклавы, и вывод российских войск с основной части грузинской территории. С учетом того, как стремительно Россия развивает успех, подобная договоренность будет, пожалуй, казаться достижением.
Но в долгосрочном периоде все выглядит несколько иначе. Если Россия превращается в подобие СССР, значит, Западу предстоит оборонять выстроенную после окончания 'холодной войны' международную систему и защищать бывшие коммунистические страны от неоимпериалиста Путина.
Прямое завоевание Грузии приведет к новой 'холодной войне' и к экономическим санкциям со стороны Запада. Кроме того, опасность будет исходить и из самой России, так как нестабилен весь кавказский регион, а российская армия все более и более зависит от притока новобранцев из числа чеченцев и прочих национальных меньшинств. Подобное сочетание условий может окончиться для Москвы катастрофой. Вспомним, например, Афганистан.
Но и менее решительные действия со стороны России могут повлечь за собой серьезный ответ в политической сфере. Так, растревоженные грузинским кризисом страны Центральной Европы вполне могут немедленно согласиться с проектом противоракетной обороны, которому противостоит господин Путин. В этом случае нападение на Грузию обернется против него самого. Если Грузии снова будет предложено членство в НАТО, это докажет, что попытка затормозить процесс вступления ее в альянс, напротив, поспособствует его ускорению. Аналогичное предложение может быть сделано и Украине, поскольку нападение на Грузию Киев рассматривает как предупреждение, адресованное ему. Наконец, Запад может усугубить неблагоприятные экономические последствия включения Южной Осетии в состав России, отказавшись признать южноосетинские паспорта равноценными российским и наложив иные торговые санкции. Тогда Кремлю придется разбираться с нищей, взрывоопасной и отчаянно требующей денег провинцией.
Более серьезные экономические санкции лучше придержать в запасе. Подобные меры эффективно действуют в качестве угрозы, а не в качестве реальности. Запад может объявить, что насильственные действия со стороны России приведут к введению экономических санкций, начиная с исключения из 'большой восьмерки'. Россия с ее быстро уменьшающимся населением, огромной зависимостью от энергоресурсов и острой потребностью в западных инвестициях и рынках просто не сможет не воспринять подобную угрозу всерьез.
Конечно, Россия тоже может ввести собственные экономические санкции - прекратить поставки энергоносителей, погрузить Европу во тьму. Но раз уж у них есть такой козырь, лучше нам узнать об этом слишком рано, чем слишком поздно.
В противном случае не только грузинам придется подпевать:
Пройди со мной на юг вдоль заснеженных вершин
Приведи меня на ферму своего папы
Поиграй мне на балалайке
Иди сюда, согрей своего товарища
Я снова в СССР
Ребята, если б вы знали, как вам повезло
Снова в СССР
Джон О'Салливан - ответственный редактор 'Радио Свободная Европа /Радио Свобода'
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ) ______________________________________
Как остановить Путина ("The Washington Post", США)
Правила игры: путинские или наши ("The Wall Street Journal", США)
Владимир Путин мастерски ставит мат Западу ("The Times", Великобритания)