Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент Грузии, сам того не желая, оказал России огромную услугу

Если с моральной точки зрения Россия в чем-то проиграла из-за применения силы, в политическом плане они выиграла по нескольким статьям

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия играла особую роль в попытке устранить Россию с международной арены. Именно в этом контексте и стоит рассматривать пари, ради которого президент Саакашвили так легкомысленно пожертвовал интересами своей страны. С 2003 года он разыгрывал против России американскую карту, пребывая в уверенности, что при любом развитии событий, США его поддержат, а Россия реагировать не будет, а если и будет, то ...

Российско-грузинская война, которой запомнится лето 2008 года, безусловно представляет собой традиционный конфликт двух государств, вызванный вроде бы ясной проблемой - судьбой Южной Осетии, - но прежде всего ее породило неумолимое желание обеих сторон пересмотреть геополитическое равновесие, существующее уже на протяжении двадцати лет.

Чтобы понять суть этого события, и какие факторы могут оказывать влияние на усилия по достижению мира, представляется небесполезным вернуться к истокам - и предлогу - этой войны. Вторгшись в Южную Осетию, президент Саакашвили заявил о своем праве восстановить территориальную целостность своей страны. Правда, страна эта в 1990-е годы начала разваливаться. Ленин и Сталин, которые хотели сломить националистический дух грузин, в 1922 году предоставили малым народам - осетинам, абхазам, аджарам и т.д. - статус культурной и административной автономии в рамках Грузинской республики.

Автономию они получили не только на бумаге, этот статус позволил им развивать свой язык, и, что самое важное, утверждать культурную идентичность. Распад СССР положил конец многонациональной Грузии. Малые народы не только услышали призыв Бориса Ельцина - 'Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить', - они столкнулись с ультранационалистической политикой первого президента независимой Грузии Гамсахурдии, который не признавал никаких национальные различий на грузинской земле.

Ответом осетин и абхазов на это стремление к унификации стали отделение и война. В результате войн эти народы смогли существовать в условиях независимости, которую однако оспаривала Грузия, не признавало международное сообщество, зато морально поддерживала Россия, которая в попытках снизить враждебность Грузии в их адрес, предложила им новый вариант ленинско-сталинского решения.

После прихода в 2003 году к власти Саакашвили тлеющий кризис между Москвой и Тбилиси перерос в настоящую конфронтацию. Саакашвили взял на себя двойную задачу: восстановить авторитет Грузии на всей территории страны и стать ближайшим союзником Соединенных Штатов на Кавказе, что должно было помочь им вытеснить из региона Россию.

Эта вторая цель и является канвой и истинной причиной вооруженного конфликта, начавшегося в августе 2008 года.

Судьба осетин и абхазов в конечном итоге мало волнует Россию, даже если она и поддерживала там пламя сепаратизма, чтобы ослабить Саакашвили и уменьшить его атлантический пыл. Но здесь идет речь о рычагах России, а не о логике ее действий. Для Москвы в сердце конфликта лежит могущество, утраченное двадцать лет назад, унижение страны, лишенной империи, которая тщетно пыталась на основе своих бывших владений создать сообщество нового типа, в то время как ее потенциальные партнеры восставали против нее и обращали взоры на Запад, в первую очередь на Соединенные Штаты.

Более того, для России было невыносимо наблюдать, как в одиночку доминирующие на международной арене США вытесняют ее из традиционных сфер влияния в Центральной Азии и на Кавказе. Почти двадцать лет России приходилось мириться с упадком могущества, расширением НАТО до своих границ, с международной игрой, в которой ее голос не учитывался, хотя она сохранила свой статус постоянного члена Совбеза ООН. Популярность, которой пользовался в конце своих двух мандатов Владимир Путин, объясняется тем, что он стал олицетворением возрождения России и преодоления упадка.

Грузия играла особую роль в попытке устранить Россию с международной арены. Именно в этом контексте и стоит рассматривать пари, ради которого президент Саакашвили так легкомысленно пожертвовал интересами своей страны. С 2003 года он разыгрывал против России американскую карту, пребывая в уверенности, что при любом развитии событий, США его поддержат, а Россия реагировать не будет, а если и будет, то окажется лицом к лицу с президентом Бушем, исполненным решимости защищать своего маленького союзника. Именно из-за этой уверенности Саакашвили перешел от заявлений о необходимости восстановить власть Грузии в Осетии к применению силы.

И по ходу дела он не учел два фактора: усиление связей России с сепаратистскими регионами, в том числе благодаря выдаче российских паспортов их жителям, и признание США и рядом европейских стран независимости Косово - вопреки протестам России, не преминувшей назвать это возможным прецедентом для будущего признания независимости Осетии и Абхазии. И, наконец, Саакашвили переоценил вес Грузии в мировом геополитическом раскладе, забыв, что когда дело дойдет до критической точки, в американских расчетах его страна может оказаться менее важной, чем нужда в поддержке России в иранском вопросе.

Ответ России на этот необдуманный шаг президента, который рискует своей легитимностью, был, безусловно, диспропорциональным. Карательная война против маленького государства - тоже рискованный шаг для тех, кто ее развязывает.

Однако Россия воспользовалась возможностью, которую ей предоставил Саакашвили, чтобы остановить 'эрозию' собственных позиций и направить всему миру четкий посыл, обозначить, что попыткам ее ослабления, особенно на Кавказе, существует предел.

Этот посыл адресован в первую очередь странам, которые Россия считает близкими себе. Знаменательно, что Украина, которая вместе с Грузией пытается вступить в НАТО, в дни кризиса по большей части хранила молчание. Она не менее чем Грузия враждебно настроена по отношению к России, но ее руководители, кажется, усвоили урок.

Именно в момент переговоров надлежит принимать во внимание предпосылки этой войны, в некотором роде замаскированные конфликтом, но которые будут неизбежно влиять на конечный результат. Президент Медведев, который к счастью вернулся на авансцену, решительно заявил, что прекращает военные действия, что он готов принять предложенный ему план мирного урегулирования, именно потому, что его согласие базируется на реальной действительности, а не на мнимой реальности, то есть фикции территориальной целостности Грузии.

Россия строит планы, исходя из достигнутого: Грузия на коленях, ее войска выдворены с сепаратистских территорий, впереди - перспектива обсуждения на международном уровне судьбы двух маленьких непризнанных государств, признание которых может ускорить грузинский провал.

Можно сколь угодно рассуждать о восстановлении статус-кво -Россия соглашается на это только потому, что это означает возврат к военной ситуации, предшествовавшей эскападе Саакашвили, а именно отсутствию грузинских войск в Южной Осетии и Абхазии. Россия с легкостью соглашается уважать суверенитет Грузии, ибо эпоха аннексий канула в Лету, но обязательство соблюдать территориальную целостность Грузии - совсем другое дело, поскольку война в той или иной степени решила эту проблему.

Осетины и абхазы сейчас более чем когда-либо будут отказываться стать частью Грузии. Война, которая официально была направлена против Осетии, в результате вновь поставила на повестку дня и абхазский вопрос. И, наконец, невзирая на протесты Грузии, судьбу этих двух крошечных государств, даже если об этом и не было сказано напрямую, теперь решать будет не только она. И, если с моральной точки зрения, Россия в чем-то проиграла из-за применения силы, в политическом плане они выиграла по нескольким статьям.

Во-первых, она доказала, что ее поддержка может помочь народам решать самим свою судьбу, а всего пару месяцев назад признание независимости Косово, казалось, доказывало обратное. Россия также ослабила Грузию, причем не только в военном, но и в международном плане, снизила ее шансы на быстрое вступление в НАТО и тем самым помешала запрограммированному вытеснению России с Южного Кавказа. Что было не самой незначительной из ее забот.

В конечном итоге эта война свидетельствует о возвращении России на международную арену, России, уверенной в себе, без смущения заявляющей о своих национальных интересах и - чего не было раньше - о том, что содружество наций готово иметь дело именно с такой Россией, а не с ослабленным государством.

Саакашвили своим безумным решением бросить вызов России, возможно, оказал ей самую большую услугу из всех, что она видела за последние годы.

Элен Каррер д'Анкос - постоянный секретарь Французской академии

* * * * * * *

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

______________________

Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)

'Москва не могла действовать иначе' ("Le Temps", Швейцария)

Защитим Тбилиси ("Corriere Della Sera", Италия)