Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы все еще ведем 'холодную войну'

Наказывая Россию за ее действия, мы нанесем еще больший ущерб собственным интересам, пытаясь скрыть наше бессилие

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Молниеносная и жестокая война в Грузии - это не победа русских над Западом. Это какой-то детский взгляд на весь этот мрачный эпизод. Но это и не какое-то постыдное возрождение русского империализма, за которое Россию надо наказать лишением международных привилегий. Думать так - значит совершенно неверно понимать обстановку в зоне конфликта и в Кремле

Молниеносная и жестокая война в Грузии - это не победа русских над Западом. Это какой-то детский взгляд на весь этот мрачный эпизод. Но это и не какое-то, как сказал бы министр иностранных дел и возможный лидер лейбористов Дэвид Милибэнд (David Miliband), постыдное возрождение русского империализма, за которое Россию надо наказать лишением международных привилегий. Думать так - значит совершенно неверно понимать обстановку в зоне конфликта и в Кремле.

По крайней мере, стратегия Москвы понятна. Она заключается в восстановлении и укреплении позиций и уверенности России в себе после унижений, связанных с распадом Советского Союза. Это также результат реакции Запада на окончание 'холодной войны', которая оказалась крайне бестолковой. Хотя Милибэнд и президент Буш обвиняют Москву в возврате к прошлому в манере поведения, на самом деле, именно Вашингтон и Лондон сохраняют умонастроения времен 'холодной войны'. Россия была вынуждена заняться переоценкой своего положения после унижений и бед мрачных 90-х годов. А Запад посчитал падение Берлинской стены собственной победой и повел курс на консолидацию своих завоеваний путем включения бывших советских республик в различные западные альянсы и организации, как будто мы все еще живем в мире соперничающих между собой блоков.

НАТО открыла двери для новых членов, которых повел за собой враг России с древних времен - Польша. Начал расширение и Евросоюз, включив в свой состав Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, страны Балтии, а затем Болгарию и Румынию. Этот процесс считался не органическим развитием данных институтов и даже не политикой преследования своекорыстных интересов, а историческим актом слияния с бывшими врагами, уверенным маршем демократии по опустошенным после 'холодной войны' просторам Восточной Европы.

Идеалы, может быть, и благородные, но результатом стало то, что мы наблюдаем сегодня. НАТО, которая когда-то была оборонительным трансатлантическим альянсом с четкими целями, стала превращаться в многонациональную военную силу, которую можно теперь использовать в качестве инструмента интервенции по всему миру. Это уже наступательное и агрессивное орудие действующих заодно западных демократий. Сегодня этому блоку грозит серьезная опасность раскола из-за взаимных упреков относительно участия в операциях в Афганистане и споров, возникших на апрельском саммите НАТО в Бухаресте по поводу членства Грузии.

Не лучше ситуация и внутри ЕС. То, что когда-то было самой эффективной коммерческой организацией со времен средневековой Лиги ганзейских городов, сегодня доводит себя до самоуничтожения благодаря слишком поспешному расширению на восток и глубоким разногласиям в отношении формы своего будущего существования. Вступление в состав ЕС новых стран из Центральной и Восточной Европы внесло раскол в ряды союза в вопросе отношения к России, а также расширения связей с США. Как услужливо подсказал вице-президент США Дик Чейни, это раскол между 'старой и новой Европой'.

Грузия - пример и причина многих из этих неприятностей. После того, как с 'революцией роз' в Тбилиси в 2003 году пришла демократия, Грузия (и Украина) стали пешками в отстаивании чужих интересов, а не странами, работающими на благо своих народов. Названная провозвестницей демократических перемен на всем Кавказе и даже в Центральной Азии, вооруженная до зубов Соединенными Штатами и (что интересно) Израилем, Грузия решила направить свои войска в Ирак и Афганистан, чтобы доказать, что у США есть 'коалиция добровольцев' в их борьбе с террором. Она также решила лицом к лицу столкнуться с Россией в борьбе за анклавы.

Ей следовало воспользоваться преимуществами своей позиции как маленькой страны, зажатой между крупными противниками, чтобы играть на их противоречиях. Вместо этого, она приняла сторону одной страны и выступила против другой. И была за это сурово наказана. У Грузии есть все основания полагать, что союзники ее подвели.

Но и мы тоже не без греха. НАТО в этом году едва не раскололась на части в вопросе ускоренного принятия в свои ряды Грузии. За фасадом стремления к миротворчеству, которое пытались продемонстрировать вчера на своем саммите министры иностранных дел ЕС, прослеживались глубокие разногласия между новыми членами из Восточной Европы, требовавшими резкого осуждения Москвы, и силами Парижа и Берлина, призывавшими к осторожности и сдержанности.

Это просто пустая болтовня - говоря в выражениях незадачливого министра по делам Европы Джима Мерфи (Jim Murphy), которого назначили старшим по внешнеполитическим заявлениям с началом кризиса. Он заявил, что Грузия, как и любая другая страна, имеет право подать заявку на вступление в НАТО и ЕС, а Россия не может наложить на нее вето. Не Россия должна удерживать Грузию от членства, а сами эти институты.

У Грузии нет общих границ с Евросоюзом. Она не соответствует ни одному экономическому требованию для членства в организации, у которой и без того масса проблем со вступившими в нее преждевременно Болгарией и Румынией. А членство в НАТО еще проблематичнее. Соединенным Штатам Грузия нужна как плацдарм для вторжения в российскую сферу влияния. Грузия хочет стать членом НАТО, чтобы получить военную поддержку в действиях против России. Но, как постоянно подчеркивает канцлер Германии Ангела Меркель, не в интересах НАТО оказаться втянутой в территориальный спор, свидетелями которого мы только что стали.

Наказывая Россию за ее действия, мы нанесем еще больший ущерб собственным интересам, пытаясь скрыть наше бессилие. Военное сотрудничество, которое сегодня остановлено, было в основном направлено на снижение ядерных арсеналов. В центре дискуссий об экономическом сотрудничестве между ЕС и Россией переговоры об энергетической безопасности, которые имеют для нас самих жизненно важное значение. И хуже всего выглядит предложение о проведении встреч 'большой семерки' - без России. 'Большая восьмерка' - это объединение промышленно развитых государств, главная цель которого - налаживание международного сотрудничества по экономическим вопросам. Сейчас такое сотрудничество необходимо как никогда.

Россия действительно представляет проблему для Европы и Запада. Ее национализм в ожесточенной форме вызывает целый ряд вопросов относительно ресурсов, обороны и будущего многих стран Кавказа и Центральной Азии. Но пока мы не решим, что мы собой представляем, и для чего существуют наши организации, нам не удастся противостоять вызову со стороны России. Мы возвращаемся не во времена 'холодной войны', а в разношерстный, жестокий и постоянно меняющийся мир 19-го века. Только сейчас у нас уже нет канонерок, чтобы его контролировать.

* * * * * *

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

___________________________________

Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)

Саакашвили: Если Запад не с нами, на чьей же он тогда стороне? ("The Washington Post", США)

Россия остается сверхдержавой насилия и лжи ("Diena", Латвия)