Молниеносная и жестокая война в Грузии - это не победа русских над Западом. Это какой-то детский взгляд на весь этот мрачный эпизод. Но это и не какое-то, как сказал бы министр иностранных дел и возможный лидер лейбористов Дэвид Милибэнд (David Miliband), постыдное возрождение русского империализма, за которое Россию надо наказать лишением международных привилегий. Думать так - значит совершенно неверно понимать обстановку в зоне конфликта и в Кремле.
По крайней мере, стратегия Москвы понятна. Она заключается в восстановлении и укреплении позиций и уверенности России в себе после унижений, связанных с распадом Советского Союза. Это также результат реакции Запада на окончание 'холодной войны', которая оказалась крайне бестолковой. Хотя Милибэнд и президент Буш обвиняют Москву в возврате к прошлому в манере поведения, на самом деле, именно Вашингтон и Лондон сохраняют умонастроения времен 'холодной войны'. Россия была вынуждена заняться переоценкой своего положения после унижений и бед мрачных 90-х годов. А Запад посчитал падение Берлинской стены собственной победой и повел курс на консолидацию своих завоеваний путем включения бывших советских республик в различные западные альянсы и организации, как будто мы все еще живем в мире соперничающих между собой блоков.
НАТО открыла двери для новых членов, которых повел за собой враг России с древних времен - Польша. Начал расширение и Евросоюз, включив в свой состав Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, страны Балтии, а затем Болгарию и Румынию. Этот процесс считался не органическим развитием данных институтов и даже не политикой преследования своекорыстных интересов, а историческим актом слияния с бывшими врагами, уверенным маршем демократии по опустошенным после 'холодной войны' просторам Восточной Европы.
Идеалы, может быть, и благородные, но результатом стало то, что мы наблюдаем сегодня. НАТО, которая когда-то была оборонительным трансатлантическим альянсом с четкими целями, стала превращаться в многонациональную военную силу, которую можно теперь использовать в качестве инструмента интервенции по всему миру. Это уже наступательное и агрессивное орудие действующих заодно западных демократий. Сегодня этому блоку грозит серьезная опасность раскола из-за взаимных упреков относительно участия в операциях в Афганистане и споров, возникших на апрельском саммите НАТО в Бухаресте по поводу членства Грузии.
Не лучше ситуация и внутри ЕС. То, что когда-то было самой эффективной коммерческой организацией со времен средневековой Лиги ганзейских городов, сегодня доводит себя до самоуничтожения благодаря слишком поспешному расширению на восток и глубоким разногласиям в отношении формы своего будущего существования. Вступление в состав ЕС новых стран из Центральной и Восточной Европы внесло раскол в ряды союза в вопросе отношения к России, а также расширения связей с США. Как услужливо подсказал вице-президент США Дик Чейни, это раскол между 'старой и новой Европой'.
Грузия - пример и причина многих из этих неприятностей. После того, как с 'революцией роз' в Тбилиси в 2003 году пришла демократия, Грузия (и Украина) стали пешками в отстаивании чужих интересов, а не странами, работающими на благо своих народов. Названная провозвестницей демократических перемен на всем Кавказе и даже в Центральной Азии, вооруженная до зубов Соединенными Штатами и (что интересно) Израилем, Грузия решила направить свои войска в Ирак и Афганистан, чтобы доказать, что у США есть 'коалиция добровольцев' в их борьбе с террором. Она также решила лицом к лицу столкнуться с Россией в борьбе за анклавы.
Ей следовало воспользоваться преимуществами своей позиции как маленькой страны, зажатой между крупными противниками, чтобы играть на их противоречиях. Вместо этого, она приняла сторону одной страны и выступила против другой. И была за это сурово наказана. У Грузии есть все основания полагать, что союзники ее подвели.
Но и мы тоже не без греха. НАТО в этом году едва не раскололась на части в вопросе ускоренного принятия в свои ряды Грузии. За фасадом стремления к миротворчеству, которое пытались продемонстрировать вчера на своем саммите министры иностранных дел ЕС, прослеживались глубокие разногласия между новыми членами из Восточной Европы, требовавшими резкого осуждения Москвы, и силами Парижа и Берлина, призывавшими к осторожности и сдержанности.
Это просто пустая болтовня - говоря в выражениях незадачливого министра по делам Европы Джима Мерфи (Jim Murphy), которого назначили старшим по внешнеполитическим заявлениям с началом кризиса. Он заявил, что Грузия, как и любая другая страна, имеет право подать заявку на вступление в НАТО и ЕС, а Россия не может наложить на нее вето. Не Россия должна удерживать Грузию от членства, а сами эти институты.
У Грузии нет общих границ с Евросоюзом. Она не соответствует ни одному экономическому требованию для членства в организации, у которой и без того масса проблем со вступившими в нее преждевременно Болгарией и Румынией. А членство в НАТО еще проблематичнее. Соединенным Штатам Грузия нужна как плацдарм для вторжения в российскую сферу влияния. Грузия хочет стать членом НАТО, чтобы получить военную поддержку в действиях против России. Но, как постоянно подчеркивает канцлер Германии Ангела Меркель, не в интересах НАТО оказаться втянутой в территориальный спор, свидетелями которого мы только что стали.
Наказывая Россию за ее действия, мы нанесем еще больший ущерб собственным интересам, пытаясь скрыть наше бессилие. Военное сотрудничество, которое сегодня остановлено, было в основном направлено на снижение ядерных арсеналов. В центре дискуссий об экономическом сотрудничестве между ЕС и Россией переговоры об энергетической безопасности, которые имеют для нас самих жизненно важное значение. И хуже всего выглядит предложение о проведении встреч 'большой семерки' - без России. 'Большая восьмерка' - это объединение промышленно развитых государств, главная цель которого - налаживание международного сотрудничества по экономическим вопросам. Сейчас такое сотрудничество необходимо как никогда.
Россия действительно представляет проблему для Европы и Запада. Ее национализм в ожесточенной форме вызывает целый ряд вопросов относительно ресурсов, обороны и будущего многих стран Кавказа и Центральной Азии. Но пока мы не решим, что мы собой представляем, и для чего существуют наши организации, нам не удастся противостоять вызову со стороны России. Мы возвращаемся не во времена 'холодной войны', а в разношерстный, жестокий и постоянно меняющийся мир 19-го века. Только сейчас у нас уже нет канонерок, чтобы его контролировать.
* * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
___________________________________
Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)
Саакашвили: Если Запад не с нами, на чьей же он тогда стороне? ("The Washington Post", США)
Россия остается сверхдержавой насилия и лжи ("Diena", Латвия)