Михаил Саакашвили не единственный виновник случившегося. Ответственность его колоссальна. Он бросился отвоевывать сепаратистскую Осетию, не продумав своих действий ни на шаг вперед, положившись на удачу, не будучи уверенным в том, что Запад поддержит его после того, как неизбежно последует реакция со стороны России. Он создал международный кризис огромного размаха и привел свой народ к гарантированному поражению, однако сама глубина совершенной ошибки говорит о том, что он не мог ее совершить один.
Эти три дня войны, эти разрушения, эти бессмысленные смерти - все это также и результат несогласованной позиции Европы и Соединенных штатов в отношении России, их постоянного желания нападать на нее, не имея при этом средств, а в особенности настоящих причин для этого. В этом конфликте основная проблема состоит в том, что с тех пор, как Россия восстановила свое государство, вновь обрела контроль над сырьевыми ресурсами и положила конец принятому при Ельцине равнению на США в области дипломатии, она стала поводом для беспокойства Вашингтона и Центральной Европы.
Америка опасается, как бы ее бывший противник по "холодной войне" не стал снова ее соперником, сила которого основывается на его огромных размерах, на нефтяных запасах, на проводимом в стране перевооружении, а значит, на возможности влиять на мировые дела. Несмотря на то, что они уже вступили в Европейский союз, страны Балтии и бывшие советские сателлиты живут в страхе перед возвращением российского империализма, а в особенности перед возможностью создания союза между "старой Европой" и Кремлем. Они уже видят себя его жертвами, принесенными на энергетический алтарь Парижем, Римом и Берлином. Эти страхи, подпитываемые впечатлением от той мощи, с которой Путин подавил чеченский мятеж и заставил свою страну скатиться к авторитаризму, привели Североатлантический альянс к желанию раздвинуть свои границы и приблизить их к российской территории, включив в свой состав Украину и Грузию.
Германия и Франция прошлой весной, во время саммита НАТО, затормозили этот процесс, но данный проект все еще остается в силе. Именно в таких условиях Михаил Саакашвили решил, что может испытать судьбу. Он уже представлял себе, как Запад летит к нему на помощь, угрожая военным вторжением или экономическими санкциями, но тот оставил его один на один с Россией. Американцы не пошевелились. Франция выступила посредником - от имени Евросоюза, председателем которого она сейчас является, - и теперь из этого кризиса можно вывести два противоположных заключения.
Первое состоит в том, чтобы увидеть в той ошеломляющей быстроте, с которой Россия сумела поставить Грузию на колени, доказательство того, что и в самом деле нужно как можно скорее взять в кольцо самую большую страну мира, расширив границы НАТО. Это ощущение превалирует в Центральной Европе. Его выражают и в США, несмотря на соблюдаемую Джорджем Бушем осторожность, однако стоит ли удивляться - и возмущаться - тому, что медведь выпускает когти, когда его кусают за ногу? Россия знала, что если она уйдет из Южной Осетии, никак не отреагировав, она тут же откроет ворота НАТО для своих соседей - Украины и Грузии, а этого она не хочет точно так же, как Соединенные Штаты не захотели бы присоединения Мексики и Канады к военному пакту, возглавляемому Москвой. Российский ответ был тем более безотлагательным, что Чечня и российские республики Северного Кавказа очень быстро стали бы представлять проблему для Кремля, если бы он не продемонстрировал свою силу. В тот момент опасность возникновения крупного конфликта в этом узловом регионе угрожала не только России, но также Европе и всему миру.
Далее, если этот кризис и доказал что-то, так это то, что политика Североатлантического альянса в отношении России является необоснованной и неудачной. Она неудачна, поскольку Запад - и мы только что это увидели - слишком нуждается в России, чтобы оттолкнуть ее от себя, в гораздо меньшей степени из-за ее нефтяных запасов, в большей - из-за геополитических вызовов со стороны арабо-мусульманского мира, а в скором времени и Китая. Сейчас, в начале века, Запад нуждается в российской поддержке, в создании на международной арене общего фронта, который будет непросто выстроить, но который необходим России, поскольку ее элита ощущает себя европейской элитой, а ее саму напрямую затрагивают исламские проблемы и рост влияния Китая.
Именно такое объединение нужно сегодня создать, начав с соблюдения четырех условий урегулирования нынешнего кризиса: открыть перспективу вступления Украины и Грузии в Европейский союз, прекратить расширение НАТО, вывести российские войска со всей территории Грузии и предоставить Абхазии и Южной Осетии полный суверенитет в составе грузинского федерального государства. Любые другие действия приведут к катастрофе.
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
__________________________________
Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)
'Москва не могла действовать иначе' ("Le Temps", Швейцария)
Защитим Тбилиси ("Corriere Della Sera", Италия)