Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вызов для Америки; выбор для России

Подписав соглашение о прекращении огня и затем проигнорировав его основные положения, Москва бросила вызов всему миру и показала, что сама не понимает собственных интересов

Вызов для Америки; выбор для России picture
Вызов для Америки; выбор для России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия до сих пор оправдывает свои - судя по всему, все же имеющие место - нарушения соглашения Саркози имеющейся в нем лазейкой, дающей ей возможность 'принимать дополнительные меры безопасности' и после срока, установленного для прекращения огня. Интересно, какая еще дополнительная безопасность нужна Москве для ее солдат или для мирных жителей Южной Осетии - ведь грузинская армия разбита, а большая ее часть вытеснена к самому Тбилиси

Такое не придумал бы и сам Фредерик Форсайт (Frederick Forsyth). Напряженность на Кавказе, нараставшая всю прошлую неделю, прекрасно подошла бы в качестве вымышленной прелюдии к рассказу об открытой войне между двумя сверхдержавами 'холодной войны'. Но и в реальной жизни эта напряженность представляет серьезнейшую угрозу для международной стабильности и требует от всех сторон конфликта проявить как можно больше сдержанности.

Во вторник казалось, что Россия действительно собирается выводить войска из Грузии - как раз вовремя, чтобы объявить о славной победе. Вчера стало ясно, что соглашение о прекращении огня, подписанное президентом Медведевым, ничего подобного собой не представляет. По сообщениям свидетелей, русские не отходят, а устраивают в Грузии политику 'выжженной земли'. Их танки и солдат видели как минимум в трех крупных городах, из которых они должны были выйти. Вашингтон же, не желая бросать в беде своего союзника - или, по крайней мере, не желая, чтобы так считали окружающие, - отправил в Тбилиси самолеты с военной помощью (так в тексте - прим. перев.) и приказал военно-морским судам (так в тексте - прим. перев.) прибыть в Черное море.

В соглашении о прекращении огня, составленном при посредничестве президента Франции Саркози, основные пункты были выражены достаточно четко. Обе стороны должны немедленно отказаться от применения силы, заявить, что не будут применять силу в регионе в будущем, предоставить свободные коридоры для поставок гуманитарной помощи и вывести свои войска на позиции, которые те занимали до конфликта.

Исполнения этих требований следует добиваться во что бы то ни стало. Кому-то мысль о том, что на Кавказе может начаться конфликт, за сторонами которого стоят НАТО и Россия, может показаться нереальной, но от этого такой конфликт не становится менее возможным. Поскольку сегодня уже вырисовывается перспектива соперничества американских 'советников' с российскими 'миротворцами' за контроль над единственным в Грузии глубоководным портом, цена любого неверного шага с каждой стороны может оказаться неизмеримо высокой.

Россия до сих пор оправдывает свои - судя по всему, все же имеющие место - нарушения соглашения Саркози имеющейся в нем лазейкой, дающей ей возможность 'принимать дополнительные меры безопасности' и после срока, установленного для прекращения огня. Интересно, какая еще дополнительная безопасность нужна Москве для ее солдат или для мирных жителей Южной Осетии - ведь грузинская армия разбита, а большая ее часть вытеснена к самому Тбилиси.

Со стратегической точки зрения, Кремль в Южной Осетии добился даже больше того, на что в самых смелых своих расчетах надеялся Путин. С тактической - она нарушила не только дух подписанного во вторник соглашения, но и обещание президента Медведева, данное им еще до прибытия Саркози в Москву, остановить военные действия и вывести войска.

В свете всех этих реалий кое-какие заявления, исходившие в последние 24 часа из администрации Медведева, вполне можно квалифицировать как вопиющие. Бывший министр обороны, а ныне первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов сравнил неподтвержденные злодеяния, якобы совершенные грузинами на прошлой неделе против мирных жителей Южной Осетии, с событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. А постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин провел столь же оскорбительную параллель с убийством восьми тысяч боснийских мужчин и юношей в Сребренице 13 лет назад. Но самые взрывоопасные слова мы услышали от министра иностранных дел Сергея Лаврова, безапелляционно заявившего, что мир 'может забыть все разговоры о территориальной целостности Грузии'.

Вторая редакция соглашения о прекращении огня, договариваться о которой вчера начала госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), должна стать дорогой к мирным переговорам без каких-либо предварительных условий. В то же время, Россия и США должны по-новому оценить основы своих взаимоотношений. Доктор Райс уже пришла к совершенно верному выводу: если Россия и далее будет вести себя столь же безрассудно, ценой этого безрассудства должна стать изоляция.

Москва видит, что здесь и сейчас ей не нужно искать одобрения своих авантюр за границей. Однако в долгосрочном плане ее благополучие критическим образом зависит от членства в таких международных организациях, как "Группа Восьми", и от более широкой интеграции в глобальную экономику. Так что России предстоит сделать нелегкий выбор: либо место на Кавказе - либо место в мире.

* * * * * * *

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

_________________________________________________

Мы все еще ведем 'холодную войну' ("The Independent", Великобритания)

Обманчивая аналогия с 'холодной войной' ("Le Monde", Франция)

Россия превращается в подобие СССР? ("The Globe And Mail", Канада)