Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Запад подпитывал в Путине чувство безнаказанности

Кровь тех, кто погиб в этом конфликте, останется на руках радикалов-националистов, политиков-тупиц, олигархов-оппортунистов - и Лидеров Свободного Мира, для которых нефть и газ дороже принципов

Как Запад подпитывал в Путине чувство безнаказанности picture
Как Запад подпитывал в Путине чувство безнаказанности picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Три года назад я спросил одного высокопоставленного чиновника из ЕС: 'Что должен сделать Путин, чтобы Европа перестала считать его демократом? Запретить все оппозиционные партии? Или начать расстреливать людей на улицах'? Мой собеседник пожал плечами и ответил, что даже в этой ситуации ЕС мало что сможет сделать. 'Сохранять взаимодействие - это всегда будет лучший вариант для народов Европы и России'. А вот жители Грузии, как мне кажется, вряд ли с этим согласятся

Вторжение России в Грузию напомнило мне о беседе, которую я имел три года назад в Москве с одним высокопоставленным чиновником из Европейского Союза. Тогда нападение президента Владимира Путина на демократические права уже началось, но Россия была еще гораздо более свободна, чем сегодня.

Я спросил: 'Что должен сделать Путин, чтобы Европа перестала считать его демократом? Запретить все оппозиционные партии? Или начать расстреливать людей на улицах'? На это мой собеседник пожал плечами и ответил, что даже в этой ситуации ЕС мало что сможет сделать. 'Сохранять взаимодействие - это всегда будет лучший вариант для народов Европы и России'.

А вот жители Грузии, как мне кажется, вряд ли с этим согласятся. Вторжение России стало непосредственным результатом целого десятилетия иллюзий и беспомощности Запада. В начале своего правления, в 2000 году, Путин был еще неопытен и действовал на международной арене с оглядкой; но он очень быстро понял, что может делать все что ему заблагорассудится, не боясь никаких последствий для отношений с ЕС или Америкой.

Пока с Путиным общались как с равным на саммитах 'большой восьмерки', Россия вернулась к диктатуре КГБ, а премьер Италии Сильвио Берлускони и канцлер Германии Герхард Шредер превратились в бизнес-партнеров Кремля. Путин увидел, что демократическая репутация покупается и продается так же легко, как и все остальное, и последним подтверждением этего стало то, насколько легко был как в 'восьмерке', так и на мировой арене принят Дмитрий Медведев. Марионетку Путина, помазанную на царство в результате неприкрыто сфальсифицированных выборов, пустили в свои ряды Лидеры Свободного Мира.

Во вторник президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) прилетел в Москву для подписания соглашения о прекращении огня. Ему позволили сказать все правильные слова - наверное, в качестве благодарности за поздравительный звонок Путину после парламентских 'выборов' в декабре прошлого года. Но о каком авторитете Саркози в глазах Путина может идти речь, если всего несколько месяцев назад он был в Москве в качестве просителя, продавливая интересы Renault?

На самом деле Саркози пытается собрать то, что разрушалось при его непосредственном участии. Ведь в апреле не кто иной, как Франция выступила против предложения Америки предоставить Грузии быстрый план вступления в Организацию Североатлантического договора. Это была одна из тех упущенных возможностей, которые одна за другой подпитывали в Путине чувство безнаказанности. Фактически, страны 'большой семерки' сами помогли взрастить и выпестовать амбиции Кремля.

Грузия по глупости попалась в ловушку, хотя желание Путина поиграть в крутых парней полностью затмило ее неразумную агрессию в Южной Осетии. Развернув наступление на грузинской территории, Россия ухватилась за возможность сыграть одновременно роли героя и жертвы. Путину уже давно не терпелось наказать президента Грузии Михаила Саакашвили за неуважение и к старому хозяину Грузии - России, и к нему, Путину, лично (один из популярных слухов об этом гласит, что президент Грузии как-то назвал тогдашнего президента России 'лилипутиным').

Хотя Саакашвили вряд ли можно назвать образцовым демократом, то, что он рванулся в объятия Европы и Запада, в Кремле считают очень плохим примером. При этом в органах власти сепаратистских областей Грузии - Абхазии и Южной Осетии - с низа до самого верха полным-полно чиновников из российских спецслужб.

С самого начала этого конфликта Кремль целенаправленно, будто дирижируя, распространял в российских СМИ истерию. В новостях показывают Россию, окруженную врагами со всех сторон, ближними и дальними, а военное вторжение в Грузию преподносится как необходимое для защиты жизни и интересов граждан России. Очень часто слышны заявления, что это только первый шаг, что следующим блюдом в меню будут русские анклавы на Украине. Для проверки и подстегивания российского общественного мнения используют таких цепных псов, как националист Владимир Жириновский. По радио выступил идеолог, активно поддерживаемый Кремлем - ультранационалист Александр Дугин, - провозглашающий, что российские войска 'не должны останавливаться, пока их не остановят'. Вред, наносимый подобной риторикой, будет уходить очень медленно.

Нынешний конфликт также грозит отравить отношения России с Европой и Америкой на многие годы вперед. Разве можно доверять столь воинственному государству роль гаранта поставок энергоносителей в Европу? На республиканского кандидата в президенты Джона Маккейна (John McCain) уже не раз нападали за жесткие слова, с которыми он выступает против Путина - в том числе за его предложение выкинуть Россию из 'большой восьмерки'. Не придется ли его противникам сейчас признать, что 'дряхлый хладовоин' все это время был прав?

Главный предлог для бездействия - укоренившееся представление о России как о 'неуязвимой' стране. Хорошо, что Буш все же ужесточил свои выражения - лучше поздно, чем никогда, - но сегодня необходимо рассматривать вопрос о конкретных санкциях. У клики, правящей Кремлем, за границей немало жизненно важных интересов - иными словами, активов, - и эти интересы как раз очень уязвимы.

Кровь тех, кто погиб в этом конфликте, останется на руках радикалов-националистов, политиков-тупиц, олигархов-оппортунистов - и Лидеров Свободного Мира, для которых нефть и газ дороже принципов. Если пошатнувшиеся границы политических карт не усилить границами на картах морали, то это будет стоить жизни еще многим и многим людям.

Гарри Каспаров - лидер коалиции 'Другая Россия', обозреватель The Wall Street Journal.

* * * * * * *

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

__________________________________________________

Мы все еще ведем 'холодную войну' ("The Independent", Великобритания)

Обманчивая аналогия с 'холодной войной' ("Le Monde", Франция)

Россия превращается в подобие СССР? ("The Globe And Mail", Канада)