Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Большая игра: очередной раунд, приветствуем участников

Москва всегда знала, зачем ей нужен Кавказ, и сейчас российская стратегия на Кавказе важна для США как никогда прежде

Большая игра: очередной раунд, приветствуем участников picture
Большая игра: очередной раунд, приветствуем участников picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Провокации последних лет Москва прикрывала слабым предлогом защиты интересов отдельной этнической группы, однако этого хватило, чтобы боязливые западные союзники Грузии оставляли их без внимания. Теперь, видимо, Москва вознамерилась 'защитить' немало грузин (уничтожив их, если это потребуется для их защиты) и не дать им строить свою собственную историю и двигаться по предназначенному пути демократии. Москве не привыкать, она занимается этим уже почти два столетия

В прошлом году президент Михаил Саакашвили предложил мне вместе слетать на вертолете полюбоваться столицей Южной Осетии, Цхинвали. Но смотреть нам пришлось с почтительного расстояния: боялись ракет с российских установок ПВО, управляемых российскими военнослужащими.

Президент показал мне одиноко стоящий примерно в десяти милях от границы холм, усеянный домами. Едва ли это был город - скорее, поселок. Значительную часть его населения, а именно - грузин, давным-давно 'зачистили' вооруженные отряды при поддержке России. С тех пор там живут немногочисленные осетины-крестьяне да представители российских спецслужб, тоже изображающие из себя осетин. Саакашвили сказал мне: 'Мы предлагали им все - право на язык, право на землю, гарантировали им власть в парламенте - все, что они могли пожелать, и они согласились бы, но Кремль не позволил'.

Провокации последних лет Москва прикрывала слабым предлогом защиты интересов отдельной этнической группы, однако этого хватило, чтобы боязливые западные союзники Грузии оставляли их без внимания. Теперь, видимо, Москва вознамерилась 'защитить' немало грузин (уничтожив их, если это потребуется для их защиты) и не дать им строить свою собственную историю и двигаться по предназначенному пути демократии. Москве не привыкать, она занимается этим уже почти два столетия.

Пока наше внимание приковано к грузинской авантюре империалистической России, но не следует забывать о более важных делах. Москва всегда знала, зачем ей нужен Кавказ, и сейчас российская стратегия на Кавказе важна для США как никогда прежде.

В последние годы существования Советского Союза мы сильно переоценивали его силу, зато теперь, как представляется, налицо существенная недооценка амбиций новой России. Уже сказано немало слов о последствиях российской агрессии для Украины, для стран Балтии, для Европы в целом. Однако мало кто обратил внимание на ту прямую стратегическую угрозу, которую представляют действия Москвы для американской операции в Афганистане и Ираке. Кремль развязывает новую 'холодную войну' вовсе не из любви к нескольким тысячам осетин - и вовсе не из ненависти к пяти миллионам грузин. Кремль выполняет серьезный стратегический маневр. Не проморгайте: речь идет о противостоянии на самом краю нашей сферы влияния - и в опасной близости от средоточия власти Москвы.

Стратегическое расположение кавказского региона позволяет Москве провести именно такой маневр. Взгляните на карту, мысленно проведите по ней линию Запад-Восток и линию Север-Юг, и вы поймете, что разворачивающиеся на Кавказе драматические события приводят к тому, что тень Москвы распространяется на восток и юг, чтобы упасть и на Среднюю Азию, и на Ближний Восток. Фактически, своими действиями в Грузии Россия бросает нам, западным странам, вызов: хватит ли нам смелости и стойкости, чтобы закрепить достигнутое не только в ходе войн в Ираке и Афганистане, но и после окончательного краха советского режима.

Между Россией и Ираном, в закавказском регионе располагается небольшая полоска независимой территории - а именно, территория двух государств, Грузии и Азербайджана (так в тексте! - прим. пер.). Через эти две страны тянется трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющий для нас громадное значение: по нему драгоценная нефть из Азербайджана поступает в Турцию, откуда доставляется в разные точки по всему миру. Этот трубопровод имеет не только практическое значение - ведь по нему нефть проходит свободно, без возможности вмешательства со стороны России, Ирана и ближневосточных государств - но также и символическое. Нефтепровод этот самым своим существованием как бы говорит нам, что каждая из бывших колоний Москвы, буде она пожелает поставлять свои товары Западу напрямую, имеет право невозбранно делать это, и Запад гарантирует это право. По сообщениям грузинских властей, российская авиация несколько раз пыталась разбомбить грузинский участок нефтепровода. Что может быть яснее?

Вдобавок к нефтепроводу Грузия и Азербайджан представляют собой уязвимый, но стратегически важный коридор между Западом и среднеазиатскими '-станами', включая Афганистан (ранее этот регион контролировался Советским Союзом полностью). Нельзя забывать, что изоляция Средней Азии означает также и изоляцию Афганистана. Ознакомьтесь со списком стран, граничащих с Афганистаном. Это бывшие советские колонии, Иран и Пакистан.

Единственный маршрут, по которому полезные ископаемые Средней Азии, включая газ Туркмении и в изобилии встречающуюся в Казахстане нефть, могут транспортироваться на Запад по свободной от России и Ирана территории, - это тот самый узкий закавказский 'перешеек'. Бывшие среднеазиатские колонии Москвы - наиболее желанные торговые партнеры для Афганистана. Эти страны внимательно наблюдают за развитием событий в Грузии. От их исхода зависит, удастся ли им освободиться от удушающего захвата России, откроется ли доступ к свободным рынкам мира, или же они обречены и дальше влачить свое существование в качестве колоний - пусть и не называясь колониями на бумаге. Недалек тот час, когда из Москвы придут инструкции о том, что именно следует предпринимать с целью изоляции Кабула. Москва прекрасно осведомлена о том, что, перекрыв закавказский коридор, она добьется резкого укрепления своих позиций и позиций Ирана в афганском вопросе. Не могу сказать с уверенностью, что это понимаем мы, но Москва - понимает.

Укрепление власти Кремля вскоре почувствуется и в Ираке. Взгляните еще раз на карту. Если Россия потянется дальше на юг и, как в советские времена, получит прямую границу с Ираном, то это предоставит ей возможность помогать ему в любом противостоянии с Западом. Тогда Иран осмелеет и начнет еще более уверенно вести себя в Ираке, в Сирии и, через посредство 'Хезболлы', в Ливане.

Мы, конечно, можем откреститься от всех этих проблем и понадеяться, что закавказские проблемы рассосутся сами собой. Но тогда всем станет ясна наша слабость. Если не провести черту сейчас, дальше будет еще труднее. Мы рискуем будущим Афганистана и стабильностью в Ираке, доверяясь доброй воле Москвы и тегеранских мулл. Нравится нам это или нет, но логика и стратегия 'большой игры' именно такова.

Мелик Кайлан - писатель, в прошлом журналист с большим опытом работы в Грузии. Проживает в Нью-Йорке

* * * * * * *

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

________________________________________________

России предстоит сделать выбор: либо место на Кавказе - либо место в мире ("The Times", Великобритания)

Саакашвили: Если Запад не с нами, на чьей же он тогда стороне? ("The Washington Post", США)

Джон Маккейн: Мы все грузины ("The Wall Street Journal", США)