Для кого-то мощное преобладание Китая на олимпийском пьедестале победителей стало показательной аллегорией на изменение баланса глобальных сил. Гораздо более наглядным и буквальным показателем краха Запада стал отчетливо малодушный ответ на агрессию России против Грузии со стороны альянса с забавным названием 'трансатлантический'.
Европейцы и их друзья из трусливого лагеря американских левых еще раз продемонстрировали, что когда дело доходит до новейших олимпийских видов спорта, таких как синхронное отвращение к себе, групповое хныканье от отчаяния и принятие поз в легком весе, они знают, как завоевывать золото, серебро и бронзу.
Теперь, когда кровожадные фанатики или авторитарные режимы осуществляют против нас или наших союзников страшные акты агрессии, наш ответ следует четко заведенному порядку. Противник совершает круг почета, а мы в это время состязаемся в постыдной эстафете апологетики, пораженчества и капитуляции.
Первая реакция - это почти всегда обвинения в собственный адрес и сочувственное объяснение мотивов действий агрессора. В случае с Россией на этой неделе общепринятая точка зрения заключалась в том, что вспыльчивый президент Грузии Михаил Саакашвили спровоцировал Москву. Это он сам во всем виноват, говорят нам.
Более того, согласно этой аргументации, США и Европа уже создали нравственный прецедент для российского вторжения своими собственными актами агрессии в прошедшем десятилетии. Владимир Путин просто последовал примеру США и их союзников, незаконно совершивших интервенции в Косово и Ираке.
Нет нужды объяснять разницу между иракским лидером Саддамом Хусейном и президентом Грузии Саакашвили. Но для ослепленных нравственным релятивизмом поясним: Грузия не нападала на соседей и не использовала химическое оружие против собственного народа. Грузия не пытала и не убивала сотни тысяч собственных граждан. Грузия не игнорировала на протяжении десятилетия международные требования и 18 резолюций Совета Безопасности ООН о необходимости раскрытия иракских программ разработки вооружений.
Кроме того, в отличие от Ирака при Саддаме, Грузией руководит демократически избранный президент, который вывел это застойное в прошлом болото в составе Советского Союза и родину Сталина и Берии навстречу либеральной демократии и международному сотрудничеству.
Аналогия с Косово имеет большее правдоподобие, и русские активно используют косовский пример для защиты и оправдания собственных действий. Но и это лишь благовидный предлог. Действительно, Южная Осетия и Абхазия, как и Косово внутри Сербии, это регионы, где проживают этнические меньшинства в составе государства, которое они не любят. Но на этом сходство заканчивается.
В отличие от Сербии, Грузия не проводит кампанию 'этнических чисток' против народов двух этих провинций. В 90-е годы Сербия открыто продемонстрировала свои агрессивные намерения в отношении собственных меньшинств, проведя две ужасные войны геноцида против Хорватии и Боснии. И в любом случае, в этих двух грузинских анклавах на протяжении последних 15 лет действуют российские 'миротворцы'.
У нас есть нравственный долг - четко заявить о том, что происходит в Грузии. Может быть, Саакашвили вел себя немного опрометчиво, пытаясь покончить с сепаратистским партизанским движением. Но заявления о том, что он получил по заслугам, равносильны утверждению, что женщина в мини-юбке и на высоких каблуках, выпившая вечером лишнего в баре, напрашивается на то, чтобы ее изнасиловали.
Перекладывание вины не освобождает нас от ответственности. Но дух пораженчества поможет это сделать. Как говорят критики, кто бы ни был прав и виноват, мы с этим ничего не можем поделать. На прошлой неделе состоялся давно всем знакомый парад клише и штампов для объяснения причин, почему все это так безнадежно. Русский медведь, окрепнув на нефтяном богатстве, утверждает свою власть и силу вблизи собственной берлоги. А США и Европа, чьи силы истощены бесконечными войнами в Ираке и Афганистане, могут лишь беспомощно наблюдать за происходящим.
Есть нечто странное в заявлениях европейских государств о бесполезности дипломатических усилий. Ведь именно они обычно утверждают, что одной только военной силой многого не добьешься, и что свой шанс должна иметь дипломатия. А теперь они выворачивают все наизнанку, заявляя: раз мы не можем остановить Россию военными средствами, мы ничего вообще не можем сделать.
Но мы можем серьезно усложнить жизнь Путину. Россия это не Советский Союз. Ее возникшее в последнее время (и относительное) благополучие зависит от дальнейшей интеграции страны в мировую экономику. Она придает огромное значение тому, что получила место за важным столом великих держав в 'большой восьмерке'. Она хочет еще больше повысить свой статус, вступив во Всемирную торговую организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития.
Безусловно, карательные меры нанесут ущерб и нам самим. Россия может создать проблемы из-за Ирана. Ей также принадлежит опасно большая доля государственного долга США. Она может создать хаос в поставках энергоресурсов на Запад.
Европейцам все это очень не нравится. Поэтому на этой неделе они проявили такую же решительность, как и в начале 90-х годов на Балканах, когда Европа молча наблюдала за шабашем геноцида на ее собственной территории.
Французский президент Николя Саркози в качестве главы страны, председательствующей в ЕС, вернулся из поездки в Москву и Тбилиси, размахивая клочком бумаги и радостно заявляя, что это документ о 'мире в наше время'.
Но то одностороннее прекращение огня, о котором он договорился, было так или иначе продиктовано ему Путиным. Российские военные не только остались в спорных анклавах. Они получили свободу действий и могут продолжать свои операции на территории Грузии.
Такой катастрофический результат усилий европейской дипломатии заставил, наконец, Соединенные Штаты принять более жесткие меры. Под давлением Джона Маккейна (John McCain), который в последние годы очень точно разгадывает намерения русских и решительно выступает против них, администрация Буша, наконец, отказалась от своего легкомысленного доверия и объятий с Путиным, и подняла ставки в игре, оказав прямую военную помощь Грузии и пригрозив более жесткими дипломатическими мерами.
Но нам не следует забывать, что на этой неделе сделали Саркози и его еврочиновники. Это наглядный пример тех бед, которые грозят Западу, если ЕС добьется своего и наберет больше веса в мире.
Запомните, что Евросоюз хочет забрать у стран-членов функции внешней политики и политики в сфере безопасности. Это та организация, которая всегда готова усиливаться за счет демократических институтов в странах-членах, но проявляет жалкую покорность, столкнувшись с запугиванием диктаторов из-за рубежа.
Великий француз барон Пьер де Кубертен (Pierre de Coubertin) основал современное олимпийское движение, действующее по знаменитому принципу 'важна не победа, а участие'.
Похоже, что ЕС сегодня приспособил этот лозунг к своим собственным интересам и устремлениям в глобальной политике - для него важна не победа, а участие.
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_______________________________________
З.Бжезинский: "Не опускать глаза перед русскими" ("Time", США)
Как остановить Путина ("The Washington Post", США)
России предстоит сделать выбор: либо место на Кавказе - либо место в мире ("The Times", Великобритания)