Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эти комментарии обнаружила и перевела наш читатель Lilu, за что мы ей крайне признательны
___________________________________
В тот день, когда Китай демонстрировал свою 'огневую мощь' и задавал новые стандарты празднований мирового уровня, а около 80 мировых руководителей смотрели и аплодировали, церемония открытия летних Олимпийских игр в Пекине должна была стать главной новостью пятницы. Однако события на Кавказе полностью изменили ситуацию.
Гибель тысяч людей в отколовшемся от Грузии регионе Южной Осетии является поворотным моментом в отношениях постсоветской России с Западом. Атака Грузии на Южную Осетию в пятницу была задумана как провокация. Эта атака убила 13 российских солдат, ранила 150 и стоила жизни 2000 мирным жителям, главным образом, российским гражданам. Столица Южной Осетии Цхинвали была разрушена почти до основания. Более 30000 беженцев пересекли границу с Россией.
Кризис на южном Кавказе медленно нарастал с того момента, как Косово, отделившаяся провинция Сербии, объявила независимость в феврале. К августу Соединенные Штаты убедили 45 стран согласиться признать Косово, включая такие крупные державы Европы как Франция, Германия и Британия. Как ожидалось, Россия нанесет ответный удар в виде поощрения сепаратизма в Грузии и Молдове, но вопреки ожиданиям Россия выбрала расчетливую политику мобилизации мирового общественного мнения против политического сепаратизма.
В тактическом плане Москву устраивало то, что Грузия лелеет надежду при помощи 'доброй воли' России урегулировать со временем проблему с ее мятежными провинциями. Другими словами, Москва надеялась вести работу на дипломатическом уровне и добиться, чтобы Грузия ответила взаимностью на российскую 'добрую волю' и дух компромисса. Проще говоря, Москва ожидала, что в качестве quid pro quo Тбилиси окажется восприимчивым к интересам России на Кавказе.
В Кремле всегда существовало мнение, что после 'цветной революции' в ноябре 2003 года Грузия не безвозвратно потеряна в пользу США, и при наличии терпения, такта и продуманного использования факторов истории, культуры и экономических связей можно дать понять Тбилиси, что дружеские отношения с Москвой являются для него выгодными в долгосрочном плане. Подобный, хотя и негласный, ход мыслей о том, что будущее Грузии не может быть враждебным по отношению к России, существовал и в Тбилиси, и логично было ожидать от режима Михаила Саакашвили коррекции его курса.
В то время как в недавнем прошлом в Грузии стали усиливаться экономический кризис и беззаконие, российская дипломатия переключила скорость, начав поощрять в Тбилиси элементы, выступавшие за улучшение отношений с Москвой. Москва была права, когда делала это, до известной степени. Но она не поняла, что с точки зрения Саакашвили, в момент, когда его авторитарный режим все больше терял популярность, а в стране накапливались последствия плохого руководства, коррупции и взяточничества, ему стало выгодно разжигать ксенофобию. И Россия была наилучшей целью для этого, так как ничто так не воспламеняет страсти в Грузии, как вопрос территориальной целостности страны.
Именно поэтому Москва выразила протест, когда стало известно, что Тбилиси - при поддержке Соединенных Штатов - приступил к плану существенного увеличения своего военного бюджета - в 30 раз. Эти действия Грузии шли параллельно с увеличением помощи США для подготовки грузинской армии. Москва начала задаваться соответствующим вопросом - с кем Тбилиси намеревается воевать?
Москва предложила подписать соглашение, которое бы обязало всех участников не применять силу при урегулировании отношений. Но Тбилиси отказался. Вашингтон также не смог убедить Тбилиси подписать такое соглашение. Мало того, Вашингтон закрыл глаза, когда в Тбилиси потоком пошли скрытые поставки оружия. В июле министерство обороны США профинансировало военные учения совместно с Грузией. Глядя назад, становится понятно, что поворотный момент наступил во время визита госсекретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в Тбилиси в прошлом месяце.
Саакашвили вдохновился заявлениями Райс об одобрении заявки Грузии на членство в Организации Североатлантического договора (НАТО) и об открытой поддержке позиции Грузии в ее противостоянии с Россией. Сделал ли Саакашвили односторонние выводы из дипломатического жеста Райс или же между Тбилиси и Вашингтоном возникло молчаливое понимание, остается открытым для дискуссий.
Так или иначе, Саакашвили начал войну в течение месяца после визита Райс в Тбилиси. И действовал он безупречно в плане выбора времени - когда российский президент Дмитрий Медведев был в отпуске, а премьер-министр Владимир Путин покинул Москву для присутствия на церемонии открытия Олимпийских игр. В конечном итоге невозможно представить, чтобы Вашингтон был в неведении по поводу того, какие планы были у Саакашвили.
Создается впечатление, что мы в машине времени, которая вернулась назад в период 'холодной войны'. Главные заговорщики в Вашингтоне будут теперь с интересом наблюдать, как руководитель Кремля Медведев справится с кризисом. Они будут смотреть, есть ли у него железный кулак и стальные нервы, как у Путина. Когда Путин пришел к власти в 2000 году, похожее испытание ожидало его в Чечне. Он начал делать то, что и должна была делать Россия. Но времена изменились. В отношениях между Востоком и Западом задули ледяные ветры.
Вопрос остается открытым: какими вариантами решения располагает Россия? Необходимо предотвратить огромную гуманитарную катастрофу, так как тысячи мирных осетин остались погребенными под завалами после широкомасштабного наступления Грузии при поддержке танков, боевых самолетов, тяжелой артиллерии и пехотных войск. При этом Россия должна действовать, в то время как одна ее рука связана за спиной: западная пропаганда рвется в бой.
Аналитический центр Stratfor, часто отражающий настроения разведывательного сообщества США, уже написал, что наступил 'решающий момент' для постсоветского периода, и что мир стал свидетелем 'первой российской военной интервенции с момента падения Советского Союза [в 1991 году]'. Он считает, что бывшие советские республики, граничащие с Россией, теперь будут 'в ужасе от того, с чем им придется столкнуться в долгосрочной перспективе'.
Тбилиси также перешел на риторику. Получивший образование в США президент Грузии Саакашвили заявил: 'Речь больше не идет о Грузии. Речь идет об Америке, ее ценностях'. Далеко в Пекине президент США Джордж Буш (George W. Bush) незамедлительно согласился.
Буш сказал, что он 'глубоко озабочен', и что российская интервенция является 'опасной эскалацией ... угрожающей региональному миру'. Он добавил: 'Мы призываем к прекращению российских бомбежек и возвращению всех сторон к статус-кво на 6 августа'.
Но в самом начале конфликта Россия пыталась добиться от Совбеза ООН выступить с призывом к Грузии и Южной Осетии немедленно сложить оружие. Однако Вашингтон остался безразличным. Как выразился посол России в ООН Виталий Чуркин, у Совбеза ООН 'не было политической воли'. По-видимому, Вашингтон ожидал, что можно будет добиться также quid pro quo по новой резолюции Совбеза ООН о введении более жестких санкций против Ирана, которых добивались США и которым до этого момента сопротивлялась Россия.
Было ли это стратегией Вашингтона? Во-первых, Саакашвили является результатом 'цветной революции' в Грузии, которую финансировали и которой закулисно руководили США в 2003 году. Грузия и южный Кавказ является крайне важным регионом для США, так как там проходит оживленный маршрут транспортировки энергоресурсов, - как Индийский океан или Персидский залив. Регион может быть использован как узкий проход. Проще говоря, контроль над ним как сферой влияния является весьма выгодным для геополитических интересов США в евразийском регионе. Поэтому отбрасывание российского влияния является целесообразным.
Энергетическая геополитика находится в центре конфликта на Кавказе. США потерпели ряд серьезных провалов в последние два года в большой игре за каспийские энергоресурсы. Успех Москвы в том, чтобы убедить Туркменистан фактически взять на себя обязательство поставлять весь свой газ российскому энергетическому гиганту 'Газпрому' на экспорт, стал ошеломляющим ударом по энергетической дипломатии США. США также не смогли заставить Казахстан отказаться от тесных отношений с Россией, особенно от соглашения направлять его экспортную нефть преимущественно по российским трубопроводам
В результате появилась неопределенность в отношении жизнеспособности разрекламированного трубопроводного проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, который был сдан в эксплуатацию в 2005 году при финансировании и открытой политической поддержке США. Аналогичным образом, проект России 'Южный поток' для транспортировки российского и каспийского газа на Балканы и в южные европейские страны и провал поддержанного США проекта газопровода Nabucco (который имеет приблизительно то же направление, что и 'Южный поток') также стали поражением для Вашингтона.
В геополитическом отношении Вашингтон устраивает горячая точка на Кавказе в данный момент. Началась яростная пропагандистская атака против России, которая уже достигла высокого накала. Заявления США фактически игнорируют грузинское нападение на Южную Осетию и атаку на российских миротворцев. Внимание сконцентрировано на российских действиях в ответ на грузинскую провокацию. Делается попытка изобразить Россию агрессором. Вашингтон тщательно культивирует мнение в западных столицах о том, что Москва 'запугивает' Тбилиси.
Эта пропаганда наверняка усилит аргументы Вашингтона по принятию Грузии в НАТО. На саммите НАТО в апреле было заметно, что несмотря на его активные попытки в течение многих месяцев Вашингтону еще предстоит преодолеть сопротивление в отношении членства Грузии в альянсе, особенно со стороны Германии, Франции и Италии. Европейские страны опасаются провоцировать Москву и создавать новые барьеры между Востоком и Западом, особенно в то время, когда у всех на уме крайне важные вопросы энергетической безопасности.
Поэтому на саммите в Румынии была выработана формула компромисса, согласно которой министры иностранных дел стран-членов НАТО на своей встрече в декабре снова рассмотрят вопрос о заявке Грузии на членство в альянсе. Райс дала понять в Румынии, что США не признают себя побежденными и не откажутся (от своего плана), но будут настаивать на принятии Грузии. Кроме того, встреча в декабре станет для бушевской эпохи последним крупным событием НАТО. Грузия является любимым проектом администрации Буша, и ее вступление в НАТО станет прекрасным наследием бушевской эпохи. Война на Кавказе в данный момент пришлась весьма кстати администрации Буша, чтобы оказать давление о принятии Грузии (и Украины) в НАТО.
Членство Грузии в НАТО будет иметь далеко идущие стратегические последствия. С вступлением Грузии в НАТО альянс выйдет из черноморского региона на подступы к Азии. Это является большим скачком вперед для альянса, который еще до недавнего времени не был уверен - по крайней мере, внешне - в своей судьбе в период после 'холодной войны' в 21-м веке.
Членство Грузии в НАТО укрепит дугу окружения России Соединенными Штатами. Связи с НАТО облегчат размещение американской системы ПРО в Грузии. Цель США состоит в том, чтобы иметь цепь стран, связанных 'партнерством' с НАТО, и входящих в их систему противоракетной обороны, которая простирается от американских союзников на Балтике и в центральной Европе, Турции, Грузии, Израиля, Индии и до Азиатско-Тихоокеанского региона.
С точки зрения Вашингтона нет ничего лучше, чем застрявшая на Кавказе Россия, если это подорвет ее способность играть эффективную роль на мировой арене. Совершенно очевидно, что Москва боялась возникновения полномасштабной войны на Кавказе и отчаянно старалась избежать ее.
Москва в основном не склонна к какой-либо конфронтации с Западом. Главным приоритетом ее внешней политики является интеграция России с Европой. Но Вашингтон надеется, что на некотором этапе 'травли медведя' Москва в какой-то момент потеряет терпение и нанесет ответный удар, даже если это повлияет на имидж России в Европе.
Если Москва согласится на давнее требование Южной Осетии стать частью Российской Федерации, это станет пищей для западной критики о том, что 'реваншистский' Кремль аннексирует территории. Но если Москва останется пассивной, Кавказ может превратиться в 'кровоточащую рану' России, а авторитет Москвы на постсоветском пространстве будет ослаблен.
Резюмируя можно сказать, что представление о том, что Саакашвили действовал импульсивно, противоречит логике. Грузины имеют репутацию вспыльчивых людей, однако Саакашвили также является обученным юристом - обученным в США. Он не может быть настолько наивным, чтобы не знать фактов жизни и не понимать несомненности того, что получит 'сдачи', если попытается открыть огонь по российской армии.
Каковы же факты? Согласно изданию Jane's, Грузия располагает 26900 военнослужащих против 641000 человек у России; 82 боевыми танками против 6717; 139 БМП против 6388; и семью боевыми самолетами против 1206. И все же согласно сообщениям, в понедельник Грузия возобновила обстрел Цхинвали и российских позиций в регионе, убив еще трех российских миротворцев. Военные потери России достигли теперь 18 убитых, 14 пропавших без вести и более 50 раненых.
Американский военный самолет перевез 800 грузинских солдат, служивших в Ираке, вместе с 'примерно 11 тоннами груза, обратно в Грузию'. Обычный здравый смысл говорит нам о том, что США с трудом могут позволить себе 'вывод' грузинских войск из Ирака. Грузинский контингент в составе 2000 человек был занят сложной задачей - препятствовать контрабандному провозу оружия шиитскими формированиями через иранскую границу. Как сказал один американский специалист, 'переброска США 2000 грузинских солдат для войны с российскими в данный момент не выглядит для Москвы дружественным шагом'.
Дело в том, что администрация Буша не может позволить себе потерпеть неудачу в этой кавказской авантюре. Это будет рассматриваться как напрасное пачкание рук в крови, если только американская дипломатия не сможет изменить ход событий в свою пользу и не доведет их до холодного, логичного конца - вступления Грузии в НАТО.
У Вашингтона осталось лишь четыре месяца, чтобы добиться этой цели. Но это не такая уж трудная задача. Если администрация Буша добьется успеха, эта страница истории будет перевернута. Мы сможем окончательно распрощаться с постсоветской эпохой. Отношения России с Европой и США изменятся навсегда. В конце концов, была пролита кровь. По сравнению с этим значимость Олимпийских игр в Пекине просто тускнеет.
Г-н М.К. Бхадракумар - служил дипломатом в Министерстве иностранных дел Индии. Его карьера дипломата включала работу в Советском Союзе, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
____________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Lilu
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
__________________________________________
Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)
13 августа 2008 года пошел обратный отсчет существования могучей империи ("Грузия online", Грузия)
8 августа 2008 года россияне проснулись совсем в другой стране ("Abkhaziya.org", Грузия)