Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Час НАТО

Альянс может начать с очень простого, но четкого заявления о том, что операция Москвы была актом агрессии

Час НАТО picture
Час НАТО picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское вторжение в Грузию это новая игра. Данная война проводится в рамках стратегии России по откату назад и смене режимов на своих границах. Чем больше накапливается свидетельств, тем яснее становится, что Москва планировала данный конфликт, готовилась к нему и провоцировала его, поставив ловушку, в которую, к сожалению, угодил Тбилиси. Ключевому представлению Запада о том, что Россия никогда больше не будет нападать на соседей, нанесен мощный удар

Российское вторжение в Грузию это новая игра. Данная война проводится в рамках стратегии России по откату назад и смене режимов на своих границах. Чем больше накапливается свидетельств, тем яснее становится, что Москва планировала данный конфликт, готовилась к нему и провоцировала его, поставив ловушку, в которую, к сожалению, угодил Тбилиси. Ключевому представлению Запада о том, что Россия никогда больше не будет нападать на соседей, нанесен мощный удар. Пока Москва купается в лучах славы своего националистического триумфа, Западу необходимо предпринять шаги, чтобы воспрепятствовать дальнейшим действиям России по дестабилизации остальных частей Европы.

Если НАТО намерена сдержать этот кризис, встречающимся завтра в Брюсселе министрам иностранных дел альянса необходимо будет сосредоточить свое внимание на двух моментах стратегического порядка. НАТО обязана заверить своих членов, опасающихся давления со стороны России, что взаимные обязательства по коллективной обороне заслуживают доверия и носят вполне реальный характер. А министрам следует рассмотреть вопрос об ускоренной реализации планов расширения, чтобы обеспечить стабильность на Балканах и вовлечь в этот процесс Украину и юг Кавказа.

Альянс может начать с очень простого, но четкого заявления о том, что операция Москвы была актом агрессии, несовместимым с нормами международного права, уставом ООН, фундаментальными принципами безопасности и сотрудничества в Европе, закрепленными в Парижской хартии, а также с принципами Основополагающего акта НАТО-Россия, который был подписан в 1997 году.

Но решительные слова это лишь первый шаг. Поэтому альянс должен успокоить своих нынешних членов, которые ощущают угрозу от действий России и прежде всего, от ее обоснований для реализации таких действий. С момента начала процесса расширения альянса десятилетие назад, он не составлял никаких оборонительных планов от возможной военной угрозы со стороны России в адрес новых членов НАТО в Центральной и Восточной Европе и в Прибалтике. Мы в одностороннем порядке воздерживались от таких шагов, считая это мерой укрепления доверия в отношениях с Россией. Новые страны-члены активно жаловались на такое бездействие. Именно по этой причине многие государства региона считают НАТО лишенной смысла организацией. Пора уже пойти на такой шаг в рамках осмотрительной стратегии оборонного планирования альянса.

Далее, нам следует поддержать действия по планированию, предоставив сегодняшним странам-членам НАТО более убедительные гарантии безопасности. В Основополагающем акте НАТО-Россия альянс принял на себя политическое обязательство выполнять требования Статьи 5, в которой говорится, что нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны из состава блока. В этих рамках альянс может создавать военную инфраструктуру в новых странах-членах и направлять подкрепления для защиты страны, оказавшейся в кризисной ситуации, вместо того, чтобы постоянно держать в передовых районах развертывания большое количество боевых частей и соединений. Мы сделали это опять же, чтобы успокоить Россию, а также, потому что наши военачальники посчитали это допустимым с учетом военного превосходства Запада. Такое обязательство носило политический, а не юридический характер, и его выполнение зависело от состояния ситуации в сфере безопасности. Это такая дипломатическая фраза, означающая, что данное обязательство будет выполняться только при условии миролюбия России. Однако НАТО в одностороннем порядке решила не развивать существенным образом такую инфраструктуру и систему передового базирования. Пора начать строительство такой инфраструктуры, формирование системы передового базирования с символическим развертыванием сил и средств, на что мы имеем полное право. Это станет стабилизирующим шагом и мерой укрепления доверия для наших новых союзников.

НАТО должна также успокоить тех своих партнеров, которые могут стать новой мишенью для российского давления и потенциальной агрессии, прежде всего и в первую очередь, Украину. А это означает переосмысление стратегии расширения альянса. В середине 90-х НАТО приняла стратегию расширения, которая основывалась на интеграции, а не на стратегическом ответе России. Мы сознательно подняли планку и усилили требования для новых членов. Основное внимание было сосредоточено не на защите, а на демократических реформах, которые помогают привязать новые страны к Западу. Но мы также совершенно сознательно оставили за собой возможность понижения такой планки в будущем, если ситуация в области безопасности изменится в худшую сторону. Именно так сегодня и произошло, поэтому нам необходимо вновь изменить наши критерии.

Сейчас на первый план должны выйти меры стратегических гарантий обеспечения спокойствия. Это означает более активное распространение идей НАТО и ускорение процесса расширения на Балканах, на Украине, а также на южном Кавказе. Следующей целью Москвы может стать Украина, а также Азербайджан, у которого в руках находятся важнейшие для Европы ключи к транскаспийскому энергетическому коридору. Хотя многие из этих стран не соответствуют установленным в 90-е годы критериям, они стратегически важны для Запада и находятся в опасности. Нам необходимо быстро начать процесс их присоединения к альянсу, несмотря на все их недостатки. Это означает включение данных стран в так называемый план действий по членству и ускорение процесса расширения. Нам нельзя отказываться от своей цели продвижения в этих странах демократических реформ. Но сначала давайте поможем им почувствовать себя в безопасности.

Лидерам этих стран-партнеров также необходимо пойти на принятие важных решений. На Украине вопрос членства в НАТО - это часть внутренней борьбы за власть. Но пора отложить политику в сторону и отнестись к делу серьезно. Проходящие в настоящее время стадию обсуждения соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС полезны для страны, но они не защитят ее от российского давления и агрессии. Лидеры оппозиции публично выступают против НАТО, чтобы набрать очки, но в частном порядке многие выражают желание вступить в альянс. Сейчас им необходимо решить, хотят ли они быть частью Запада. Если оппозиционные партии добьются многопартийного консенсуса, альянс должен быстро начать процесс принятия Украины. В Азербайджане приближаются президентские выборы. Азербайджан не демократическое государство, и там существует свой 'замороженный конфликт' с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Если Баку проведет свободные и честные выборы и пойдет навстречу демократическим преобразованиям, а также если там будут предприняты заслуживающие доверия меры по достижению мира с Арменией, то нам следует быть готовыми к началу процесса принятия Азербайджана.

Грузия, конечно, остается за рамками. После этой войны должны пройти годы, прежде чем Грузия сможет удовлетворять нынешним критериям НАТО для новых членов. Но и здесь нам следует изменить свое отношение и пойти навстречу стране, само выживание которой сегодня поставлено на карту. Если такие новые обязательства будут приняты, их следует подкрепить значимыми мерами военного планирования и договоренностями в области обороны для сдерживания России.

Последнее по порядку, но не по значению - мы должны на обозримое будущее заморозить диалог НАТО-Россия в Брюсселе. Честно говоря, эти взаимоотношения так и не приобрели тот характер, какого мы хотели для них. Они не стали каналом консультаций и подлинного сотрудничества. Москва ушла от выполнения многих своих обязательств в рамках Основополагающего акта. Она относится к Совету НАТО-Россия как к еще одной платформе для реализации антинатовской стратегии. Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин ведет себя как пропагандист старой школы, стремясь посеять семена раздора в рядах союзников. У нас есть много каналов для ведения переговоров с Россией. Давайте закроем этот канал до тех пор, пока Москва не начнет серьезно относиться к делу и не прекратит распространять антинатовскую пропаганду.

Ставки сейчас высоки. Пришла пора обеспечить такое лидерство и трансатлантическое единство, которое поможет сохранить наши ценности, защитить наши интересы и безопасность в становящемся более опасным мире.

Рональд Д. Асмус - исполнительный директор Трансатлантического центра Фонда Маршалла "Германия - США" (German Marshall Fund of the United States) в Брюсселе. В статье отражена личная точка зрения автора.

* * * * * * *

Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

____________________________________

В ответ на южноосетинский кризис США решили взять Россию в кольцо ("The Observer", Великобритания)

Россия отплатила Западу ("Christian Science Monitor", США)