На Кавказе в эти дни решается будущее Европы. Вот почему так важно было, чтобы Франция, председательствующая сегодня в Европейском Cоюзе, предприняла срочные меры, чтобы остановить конфликт в Южной Осетии. Но поскольку Кремль решил проверить нашу реакцию на события в этом отдаленном, но стратегически важном регионе нашего континента, не надо на этом останавливаться. От ответа, который будет дан на желание России утвердиться в качестве великой державы, будут зависеть мир и процветание Европы. От нашего ответа может также зависеть, как дальше поведет себя Москва.
Наш абсолютный приоритет - достижение полного соблюдения подписанного соглашения о прекращении огня. Совершенно очевидно, что если сами американцы не могут этого сделать, то мы не будем навязывать мир силой. Но мы должны дать понять бывшему юристу Дмитрию Медведеву и бывшему шпиону Владимиру Путину, что они сами заинтересованы в том, чтобы перестать выглядеть агрессорами.
Россия достигла тех целей, которые она ставила себе в войне. Она укрепила контроль над Южной Осетией и Абхазией. Грузия получила хлесткий урок, и позиции ее прозападного президента Михаила Саакашвили были значительно ослаблены. Российская демонстрация силы, наложившаяся на бездействие Запада, - это предупреждение для всех стран бывшего СССР. Отныне все обходные пути поставок углеводородов Каспия и Центральной Азии находятся в зоне, свободно простреливаемой "калашниковыми". Наконец, российская армия доказала, что способна проводить крупномасштабные военные операции.
Из каждого из таких потрясений нужно будет извлечь множество болезненных уроков. России осталось доказать, что она знает, насколько далеко может зайти. Самой ей сделать это не удастся. Поэтому сейчас настало время проявить твердость в отношении Москвы. С точки зрения соблюдения принципов, территориальная целостность Грузии должна быть сохранена, даже притом, что соглашение о прекращении огня из шести пунктов предусматривает обсуждение будущего обеих сепаратистских провинций. Суверенитет Грузии ни в коем случае не может быть ущемлен. Что касается юридического аспекта, то нужно вынести это обсуждение на Совет Безопасности ООН и предусмотреть создание международных миротворческих сил. Разумеется, Россия, опираясь на косовский прецедент, может воспользоваться правом вето и помешать принятию любого решения Совета Безопасности. Но за это придется заплатить дипломатическую цену.
Таким образом, как объясняет Николя Саркози в своей статье в Figaro, нужно выяснить, является ли сегодняшний кризис особым случаем или же знаменует собой начало нового ужесточения периода позиции Москвы по отношению к ее соседям и к международному сообществу в целом. Европа не располагает вооруженными силами, чтобы направлять в нужное русло вновь обретающую силы Россию. Она должна сплотить ряды, успокоить страны Балтии и Польшу и, выработав единую позицию, объяснить Москве, что настоящая сила состоит не в том, чтобы унижать своих соседей.
Перевод: Анастасия Вербицкая
* * * * * * *
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_____________________________
Саркози: Россия должна безотлагательно уйти из Грузии ("Le Figaro", Франция)
Не опускать глаза перед русскими ("Time", США)
Не надо раздувать медвежью паранойю ("The Independent", Великобритания)