Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ахиллесова пята медведя

Экономически отсталая и чрезмерно зависимая от своих нефтяных и газовых доходов Россия нет так сильна, как кажется

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ахиллесова пята России это ее экономика. Она довольно быстро развивается, со среднегодовыми темпами в 7 процентом с лишним. Поступающие от энергетических компаний и государства доходы помогают создавать преуспевающий средний класс. Но экономика по-прежнему чрезмерно и опасно зависит от энергоресурсов и сырья. У России очень мало высокотехнологичных отраслей промышленности, темпы ее инновационных работ приводят в уныние...

Для многих американских комментаторов отважная и маленькая Грузия стала жертвой российского империализма. Сьюмас Милн (Seumas Milne) из Guardian придерживается такого же упрощенного взгляда на события: Россию нельзя винить за войну, вызванную 'экспансией' США. Сторонники и той, и другой точек зрения согласны с тем, что Россия главный победитель в данном конфликте. Но если смотреть с позиций долгосрочной перспективы, я в этом не уверен. Россия может гораздо больше потерять в результате ухудшения отношений с Западом, чем американцы или европейцы.

Ахиллесова пята России это ее экономика. Она довольно быстро развивается, со среднегодовыми темпами в 7 процентом с лишним. Поступающие от энергетических компаний и государства доходы помогают создавать преуспевающий средний класс. Но экономика по-прежнему чрезмерно и опасно зависит от энергоресурсов и сырья. У России очень мало высокотехнологичных отраслей промышленности, темпы ее инновационных работ приводят в уныние. В России слишком мало мелких и средних компаний, а ее сфера услуг отстала от современных требований.

Тесно связанные с руководителями бизнеса президент Дмитрий Медведев и его советники понимают, что Россия нуждается в диверсификации, и что автаркистская политика затрудняет движение в этом направлении. Увеличение иностранных инвестиций в России способно помочь в создании такой экономики с широкой базой, которая существует в Китае. Ведущие российские компании хотят брать пример с западных транснациональных корпораций и поглощать иностранные фирмы, получая доходы на международных рынках капитала и нанимая самых талантливых специалистов. Но если Россия будет усложнять жизнь иностранным инвесторам, ее собственные компании обнаружат, что двери для них закрываются.

Даже российские компании из нефтегазового сектора, объемы добычи которых начинают снижаться, не в состоянии преуспевать без иностранных технологий, знаний и капитала. Будучи высокодоходными, они вместе с тем не обладают той финансовой мощью, которая позволила бы им инвестировать средства в крупные программы разведочных работ и в приобретение активов за рубежом без привлечения кредитов иностранных банков.

Во время недавней поездки в Москву я был удивлен усилением разногласий в рядах российской элиты. Руководители бизнеса стали гораздо больше критиковать Владимира Путина, чем полгода назад, делая это время от времени даже публично. Это вряд ли может вызывать удивление, учитывая воздействие путинской политики и его заявлений на доверие бизнеса и рынок ценных бумаг. Его личные нападки на руководство ведущей сталелитейной компании 'Мечел' очень сильно ударили по котировке акций. Такие же последствия имело и наступление на Грузию. Рынок уже выведен из состояния равновесия из-за борьбы между компаниями ВР и ААР за контроль над 'ТНК-ВР'. Тот факт, что некоторые государственные ведомства выступили в этом конфликте на стороне ААР, может остановить некоторых потенциальных зарубежных инвесторов - и российский бизнес хорошо это знает.

Многие российские руководители бизнеса обеспокоены тем, что путинизм, и особенно его антизападная внешняя политика, в долгосрочной перспективе нанесут ущерб экономике страны. Некоторые высокопоставленные фигуры в системе безопасности, похоже, не понимают экономических последствий своих действий. Советники Путина и Медведева уже начали спорить публично. Путин, конечно же, пока командует, но и клан Медведева и его союзники из мира бизнеса не без влияния.

Китайское руководство преследует долгосрочную стратегию, направленную на то, чтобы не отвратить США от Китая, пока его экономика набирает темпы и силу. Российские руководители допускают ошибку, предпочитая иную стратегию. Хотя власть и сила Америки находится в настоящее время в состоянии упадка, она еще многие годы будет самой мощной и влиятельной страной мира. Война в Грузии изменила взгляды американцев на Россию. По-настоящему теплые взаимоотношения Джорджа Буша с Путиным до сих пор мешали возникновению более жесткой политики США. Но кто бы ни победил на предстоящих президентских выборах, политика США в отношении России только ужесточится. Многие годы российские лидеры считали, что Соединенные Штаты нацелены на окружение, ослабление и раскол их страны. Такая паранойя, большей частью основанная на фантазии, теперь станет более реальной.

США будут наращивать усилия по срыву российских планов в ближнем зарубежье. Они будут стараться не допустить проникновения в страну технологий двойного назначения и ограничивать устремления российских компаний по выходу на мировой рынок. Хотя планы Джона Маккейна (John McCain) по исключению России из 'большой восьмерки' выглядят неосуществимыми, 'большая семерка', которая по-прежнему существует и действует в рамках экономической политики, не включая в свой состав Россию, будет брать на себя более масштабные, в том числе, политические функции.

Поскольку объемы торговли США с Россией очень невелики, они могут себе позволить действовать очень жестко. Европейцы этого сделать не в состоянии, поскольку многие страны Европы зависят от поставок российских энергоресурсов. ЕС по-прежнему будет расколот между теми, кто хочет выступить против России, и теми, кто предпочитает действовать мягко. Но события в Грузии сместили центр внимания в европейских дебатах, придав им более критическую направленность. Общественное мнение Германии с его мощными пацифистскими тенденциями было шокировано, увидев в действии российские танки и самолеты. За несколько дней до начала боевых действий я встречался с немецким банкиром, который много работает в России и входит в состав советов директоров ряда российских компаний. Обычно он защищает Путина от любой критики. Но в тот раз он заявил мне, что российские руководители стали настолько высокомерными и алчными, что они могут наделать серьезных ошибок. Если путинизм продолжит следовать своим нынешним курсом, то Россия рискует поссориться с Германией - своим лучшим другом в Европе.

ЕС мало что может сделать для 'наказания' России. Если он заблокирует вступление России в ВТО или прекратит переговоры о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве, это нанесет ущерб умеренным силам в российском обществе. Однако ЕС может - и в конечном итоге, видимо, сделает - две вещи. Первый момент отмечает мой коллега Томас Валашек (Tomas Valasek) из Центра европейских реформ в недавно опубликованном документе центра по политике. Он состоит в укреплении связей ЕС со странами, находящимися в ближайшем окружении России и Евросоюза. ЕС должен предоставлять им больше помощи и налаживать торговые связи, помогать им принимать участие в своих политических действиях, а также давать им возможность для вступления в Евросоюз в отдаленной перспективе, когда они будут к этому готовы. Второй момент: предельно ясно заявить Москве, что ЕС провел красную черту. Если Россия попытается взять под свой контроль суверенные независимые государства в пределах соседних территорий, то ей придется за это расплачиваться. ЕС не может и не будет прекращать торговлю с Россией. Но он в состоянии прекратить политические контакты, усложнить определенным категориям россиян получение виз, а также лишить российский бизнес шанса на проникновение в ЕС.

Многие высокопоставленные россияне обеспокоены возможностью возникновения новой 'холодной войны', отчасти из-за своей боязни перед Китаем. С виду российские и китайские руководители прекрасно ладят, часто объединяя усилия против Запада в ООН. Но китайцы, которые сосредоточили свое внимание на США, не очень серьезно относятся к России и ее экономике. (В 2030 году, согласно прогнозам Economist Intelligence Unit, Китаю будет принадлежать 22,7 процента общемирового ВВП, а России всего 2,7 процента.) Русские также боятся вторжения китайцев на малозаселенные азиатские территории России.

На протяжении всей своей истории России плохо удавалось дружить с соседями. В появляющемся сегодня многополярном мире эта страна будет слишком слабой, как в дипломатическом, так и в экономическом отношении, чтобы преуспевать самостоятельно. Ей понадобятся союзники. Люди Медведева понимают, что изоляция не даст России никакого будущего.

* * * * * * *

Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

______________________________

Мы должны заставить Москву заплатить за этот удар по демократии ("The Sunday Times", Великобритания)

Русские жаждут уважения - точно так же, как беспризорник с ножом в руке ("The Guardian", Великобритания)

Это история не российской агрессии, а американской экспансии ("The Guardian", Великобритания)