Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия не извлечет выгоды из агрессии

Вторжение в Грузию было совершенно необоснованным - и мы усилим поддержку ее стремления в НАТО

Россия не извлечет выгоды из агрессии picture
Россия не извлечет выгоды из агрессии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия не предоставила доказательств военных преступлений. Если такие доказательства существуют, то они должны быть представлены, расследованы и привести к принятию соответствующих мер. Но действия России необоснованны. Во-первых, своими военными операциями Россия нарушила ряд резолюций Совета Безопасности ООН, принятых при ее же участии...

Не обязательно быть специалистом по 'пражской весне', подавленной в 1968 г., чтобы ужаснуться виду российских танков, вступающих на территорию соседней страны. Суть грузинского кризиса не только в важнейших вопросах удовлетворения гуманитарных потребностей и приоритета верховенства закона перед верховенством силы. Он ставит еще один фундаментальный вопрос: может ли Россия - а если, может, то как - играть полноценную и легитимную роль в международной политической системе, основанной на правилах, осуществляя свои права, но и уважая права других?

Ближайшие задачи ясны. Соглашение о прекращении огня должно быть реализовано в полной мере. Нам нужны доказательства того, что Москва дала российским войскам приказ об отступлении на те позиции, которые они занимали до 7 августа, и что это происходит.

Двусмысленность позиции русских относительно вывода войск не делает им чести. Крайне важно скорейшее размещение международных наблюдателей (Великобритания примет в этом полноценное участие). Гуманитарная помощь должна доставляться быстро - Великобритания уже взяла на себя обязательства и в этой сфере.

Эти действия должны быть предприняты в контексте четкого диагноза событий последних двух недель. Трудности с оценкой боевой обстановки не помешают мне выделить основные моменты.

С начала 1990-х гг. замороженные конфликты в Южной Осетии и Абхазии являются предметом международного посредничества, направленного на мирное решение. В первую неделю августа южноосетинская провокация вызвала военную реакцию со стороны Грузии. Она, в свою очередь, стала поводом для полномасштабного вторжения России в Южную Осетию и за ее пределы. Также российские войска вошли на территорию собственно Грузии из Абхазии.

Россия не предоставила доказательств военных преступлений. Если такие доказательства существуют, то они должны быть представлены, расследованы и привести к принятию соответствующих мер. Но действия России необоснованны. Во-первых, своими военными операциями Россия нарушила ряд резолюций Совета Безопасности ООН, принятых при ее же участии. Последняя из этих резолюций - номер 1808, принятая в апреле - подтверждает суверенитет и территориальную целостность Грузии, а также границы ответственности российских миротворцев.

Во-вторых, Россия в столь отличных друг от друга случаях, как Чечня и Зимбабве, энергично выступала против того, что она считает международным 'вмешательством' во внутренние дела суверенных стран. В данном случае она вопиющим образом нарушила суверенитет соседней (и демократической) страны. Эта новая позиция удивит Китай и Движение Неприсоединения.

Позиция Британии такова, что эта агрессия не может привести и не приведет к перекраиванию карты бывшего 'ближнего зарубежья' России (и чего бы то ни было). Необходимо уважать территориальную целостность Грузии. Демократически избранные правительства должны сменяться исключительно народом в результате свободных и справедливых выборов. Необходимо соблюдать международное право. Речь здесь идет о том, как Россия видит свое прошлое и будущее; прежде всего, признает ли она, что старые границы Советского Союза - это уже история, и считает ли Россия, что ее будущее - в рамках международной системы, основанной на правилах.

Распад Советского Союза породил новые реалии - в первую очередь, это суверенные, независимые страны, которые имеют свое мнение и защищают свои права. Многие из них уже вступили в ЕС и НАТО; такое желание выразили Украина и Грузия, а НАТО ответила, что это возможно. Этот выбор должен оставаться за ними. Поэтому в ЕС и НАТО и путем резолюций ООН мы должны усиливать нашу поддержку этих стран, организуя при этом взаимодействие с Россией для демонстрации издержек авантюризма и агрессии.

Сегодня на чрезвычайном заседании министров иностранных дел государств-членов НАТО я буду выступать за политическую и практическую поддержку Грузии. В политическом плане нам нужно подтвердить, что мы поддерживаем ее территориальную целостность и скорейшее вмешательство международного сообщества с целью долгосрочного решения замороженных конфликтов, о необходимости чего заявил на прошлой неделе Европейский Союз. В практическом плане нам нужно подтвердить обещание приема в НАТО Украины и Грузии, данное на саммите альянса в апреле, и продолжить это серьезным военным и политическим сотрудничеством в рамках структурированного поэтапного плана присоединения.

Грузия и Украина переживают важный процесс реформ. Мы должны стремиться поддержать их на пути экономического и политического становления.

Что касается России, то я выступаю за взаимодействие, основанное на трезвом расчете, делающее блага международной системы, необходимые Кремлю в политическом и экономическом плане, силой, которая может заставить Россию поступать ответственно.

У нас есть важные общие интересы с Россией, будь то в сфере энергетики, торговли или недопущения разработки Ираном ядерного оружия. Россия, население которой сокращается, а экономика по объему не намного превышает испанскую, нуждается в конструктивных отношениях с международными партнерами.

В качестве ответной меры мы должны радушно принять их в такие институты, как Всемирная торговая организация - если они готовы подчиняться правилам. Нам нужно укреплять единство Европы по таким вопросам, как энергетика, и только после этого развивать отношения с Россией: все вместе мы - энергетический рынок России, и если на переговорах с 27 отдельными странами она является доминирующим поставщиком, то перед лицом согласованной переговорной позиции Европы она гораздо менее влиятельна.

На международной арене Великобритания выступает за реформу 'большой восьмерки' - прежде всего, за включение в ее состав новых стран для отражения современных реалий экономического равновесия сил и позиции таких стран, как Индия и Китай. Я не поддерживаю идею об изгнании России из 'восьмерки': это привело бы к обострению российского комплекса жертвы, усилило бы российский реваншизм и позволило бы русским быть в глазах тех стран, которые в настоящее время не состоят в 'восьмерке', главным сторонником реформы международной системы. Вместо этого, мы должны использовать 'восьмерку' для решения тех вопросов, по которым Россия может быть партнером - будь то изменение климата или ядерное разоружение. Но мы также должны быть готовы действовать в качестве 'большой семерки', когда Россия вопиющим образом нарушает международное право и попирает наши ценности.

Пытаясь вбивать клинья между двумя частями трансатлантического сообщества или странами Европы, Россия ничего не добьется, если мы будем придерживаться этих принципов и надлежащим образом их применять.

На прошлой неделе российский министр иностранных дел заявил, что в этом конфликте нет победителей. Именно таким и должен быть его исход.

Дэвид Милибэнд - министр иностранных дел Великобритании

* * * * * * *

Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

____________________________________________

Почему мы притворяемся, что готовы пойти в бой за Грузию? ("The Independent", Великобритания)

Мы должны заставить Москву заплатить за этот удар по демократии ("The Sunday Times", Великобритания)

Заставить Путина платить ("The Wall Street Journal", США)