Надругательство России над Грузией требует не только переосмысления вопроса о том, каким образом Запад может защитить другие государства бывшего СССР от усиливающегося Кремля. Теперь любой международный кризис, в который тем или иным образом вовлечена Россия, приобретает новое измерение. В случае с иранской ядерной программой это означает, что позиция Евросоюза, настаивающего на одобрении санкций против Тегерана Советом Безопасности ООН, представляется уже не просто наивной, но и преднамеренно халатной.
Вера ЕС в посредничество ООН при разрешении конфликтов во многом основывается на предположении о том, что после крушения коммунизма Россия - один из постоянных членов Совета Безопасности с правом вето - исповедует те же ценности и имеет те же интересы, что и Запад. Однако российские войска, грабящие Грузию, недвусмысленно демонстрируют ошибочность этого тезиса.
Если мы не можем доверять России, когда дело касается ее 'ближнего зарубежья', то вряд ли теперь есть основания считать, что на нее можно положиться в решении проблем Ближнего Востока. Напротив. Сделки Москвы с правящим клерикальным режимом в Тегеране давно уже должны были бы убедить Европу, что она не разделяет цели европейцев - не допустить появления у Ирана ядерной бомбы. Как еще можно объяснить тот факт, что Москва строит для иранцев ядерный реактор, поставляет Тегерану новейшие зенитные ракеты и готова пойти лишь на самые слабые экономические санкции против этой страны?
Тем не менее, ЕС исходит из основополагающего предположения о том, что в 'иранском вопросе' Москве можно доверять. Русские, утверждают сторонники подобного подхода, также не могут быть заинтересованы в превращении Ирана в ядерную державу. Увы - этот тезис тоже ошибочен.
Да, Москву наверняка беспокоит возможность появления в руках исламских террористов ядерных материалов, особенно с учетом тактики 'выжженной земли', которую она использует в войне против 'отколовшейся' Чеченской республики с преимущественно мусульманским населением. Однако поддержка, которую оказывает Ирану Кремль, вероятно, стала для России надежной гарантией от передачи Тегераном 'грязной бомбы' кому-либо из чеченских мятежников.
Напротив, Москва, возможно, с полным основание полагает, что появление у Ирана ядерного оружия повредит западным интересам куда больше, чем российским. А поскольку ее расчеты основаны на атавистической концепции 'баланса сил', то принцип здесь такой: если Запад теряет больше чем Россия, России это выгодно.
Ядерный Иран будет представлять угрозу в первую очередь для Израиля и американских войск в Ираке. Кроме того, состоявшийся в воскресенье в Иране запуск космической ракеты служит очередным напоминанием, что через какое-то время в пределах досягаемости ядерных сил Тегерана могут оказаться также территория США и Европы.
Возможно, чтобы оказывать деструктивное воздействие на международную обстановку, Ирану даже не понадобится применять ядерное оружие. Руководство Исламской Республики может решить, что наличие у страны ядерной бомбы делает ее неуязвимой, и усилить поддержку террористов, или даже нанести удары по западным и израильским объектом с помощью обычных вооружений. Район Персидского залива также окажется в опасности. Защищенный ядерным зонтиком Тегеран может воспользоваться опытом российской операции в Грузии и 'прийти на помощь' своим собратьям-шиитам в странах с преимущественно суннитским населением.
Наихудшим вариантом развития событий, конечно, по-прежнему остается применение исламистами самого страшного в мире оружия для воплощения в жизнь апокалиптической концепции шиитского ислама. Любой военный конфликт в Заливе вызовет скачок цен на энергоносители до заоблачных высот. Именно в этом контексте и следует оценивать российскую тактику проволочек в Совете Безопасности. Она увеличивает шансы Ирана на создание бомбы и одновременно усиливает вероятность превентивного удара Запада по его ядерным объектам. В обоих случаях Россия, будучи одной из крупнейших нефте- и газодобывающих стран, наживется на неизбежной панике, которая охватит энергетические рынки.
Многие европейцы все еще убеждены, что только санкция ООН придает коллективным акциям моральную и правовую легитимность. Но очевидно, что сотрудничество режима, действующего с той жестокостью и пренебрежением к международным нормам, что власти России - члена Совета Безопасности ООН - продемонстрировали в Грузии, никаким акциям легитимности не придаст. Да и легитимность самой ООН в качестве международного института сегодня крайне ослаблена, поскольку она, опять же отчасти из-за российских (и китайских) вето, сидит сложа руки, не реагируя на геноцид в Судане и преступления Мугабе в Зимбабве.
Европейцы также утверждают, что 'односторонние' санкции Запада будут безрезультатными, поскольку Россия и другие страны заполнят вакуум, образовавшийся после ухода западных поставщиков. Но не всех поставщиков можно заменить. Иран нуждается в западных технологиях, поскольку они по-прежнему куда совершеннее аналогов из России, Китая и других государств с развивающейся рыночной экономикой.
В этой сфере Европа обладает как качественным, так и количественным преимуществом. ЕС - главный торговый партнер Ирана, причем особую активность здесь проявляют Германия и Италия. В начале августа стало известно, что Берлин дал добро на проект стоимостью в 100 миллионов евро, связанный со строительством германской фирмой трех заводов по производству сжиженного газа в Иране.
Тегеран не сможет в короткие сроки найти альтернативы импортным поставкам из Европы. 'Примерно две трети иранских промышленных предприятий в существенной степени оснащены станками и оборудованием германского производства, - отметил в 2006 г. Михаэль Токусс (Michael Tockuss), тогдашний директор Иранско-германской торгово-промышленной палаты, в интервью немецкому еженедельнику Focus. - Иранцы несомненно зависят от немецких поставщиков, в том числе в плане запчастей'.
Вторжение Москвы в Грузию вызвало у ЕС справедливое беспокойство. Союз осознал, что граничит с беспощадным режимом, в буквальном смысле безнаказанно совершающим убийства - в основном благодаря наличию у него ракетно-ядерного арсенала.
Если Европа не хочет, чтобы на ее южном фланге появилась еще более опасная ядерная держава, она должна прекратить прикрываться российским вето, и наконец 'закрутить гайки' в отношении Тегерана.
Дэниел Швамменталь - обозреватель Wall Street Journal Europe