Дмитрий Медведев, избранный президентом Российской Федерации 2 марта 2008 года, 7 мая сменил на посту Владимира Путина. Об этих двух политиках очень часто говорят так, как будто они сознательно, чуть ли не со злым умыслом, распределили между собой роли. Доброго и злого. Однако человеческие существа всегда оказываются намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Их прозвали Медветин и Пудев. Как будто бы речь идет о двух комиках. Шутки ради. Или в порядке эксперимента. Но ни президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, ни его премьер-министр Владимир Владимирович Путин не позволили вовлечь себя в эту игру. Они никогда не чувствовали в себе тяги к бульварным пьесам. К кабаре - еще меньше. Дима, которому в сентябре исполнится 43 года, и сегодня выглядит как прилежный ученик, лучший в классе, знаток в римском праве. 56-летний Володя внешне излучает ледяную невозмутимость, внутри же он - самый настоящий комок нервов. Глава государства обладает мягкими манерами, он - сама любезность, если только не капризничает как избалованный ребенок. 'Колючий' глава правительства умеет очаровывать людей, но может проявить себя как крайне жесткий собеседник. Дабы испугать. Он получает от этого удовольствие? Не исключено, что ВВП нравится наблюдать, как его собеседники ерзают на стульях, кожей ощущать страх, который он им внушает. Как Иван Грозный. Владимир Путин испытывает слабость к самому жестокому царю в истории России. Он часто упоминает и о Петре Великом, чьи вспышки гнева заставляли трепетать весь Петербург.
И Дмитрий Медведев, и Владимир Путин - уроженцы имперской столицы. Там они выросли, учились на юридическом факультете. Что немаловажно. Петербуржцы, даже если они не принадлежат к древним родам, склонны развивать в себе комплекс превосходства.
Хотя Путин старше Медведева на тринадцать лет, и президенту и премьер-министру в университете лекции читал Анатолий Собчак, который после развала СССР станет мэром-реформатором Санкт-Петербурга. Они оба будут среди его ближайших помощников, однако Путин, который тем временем уволился из КГБ в ранге подполковника, быстро возвысится над Медведевым, а тот сочтет это в порядке вещей. Блестящий, практически всеведующий в области юриспруденции, добросовестный и эффективный, Дмитрий Анатольевич не из вождей. И он не прошел тщательной подготовки, как манипулировать людскими душами и выходить сухим из воды, в отличие от его предшественника в Кремле.
Будучи подростком, Дмитрий мечтал о джинсах и концертах звезд тяжелого рока. Владимир в том же возрасте хотел стать героем. Безвестным. Поскольку в секретных службах один человек решает тысячи судеб. Некоторые полагают, что источник стремления к власти, которое движет Владимиром Путиным, стоит искать в детских годах тщедушного мальчишки, проигрывавшего уличные драки тем, кто был больше и сильнее. Маленький Володя рано стал заниматься боевыми искусствами, чтобы компенсировать свой невысокий рост.
Дмитрий Медведев тоже переживал, что сложен не идеально. И все же не исключено, что первопричина амбиций этих двух людей совсем иная. Гордость застенчивых. Дима, единственный сын в педагогической семье, жил в двухкомнатной квартире площадью 40 кв. м. на окраине Санкт-Петербурга. Для советской интеллигенции это было нормой. Само собой подразумевалось, что он тоже будет преподавать. Володя же жил вместе со своими родителями-рабочими в коммунальной квартире. Двое его старших братьев умерли в раннем возрасте. Отец мечтал, что сын станет инженером. Дмитрий, не бунтарь по натуре, пошел проторенным путем. Володя с его ершистым характером вбил себе в голову, что станет разведчиком. Но КГБ не дал ему того, о чем он мечтал. Власти. Славы. Жизненных благ. Дима, со своей стороны, был вполне удовлетворен ролью преподавателя университета. Он считал, что жизнь - простая штука. Правда, он быстро понял, что таковой она бывает редко, и все же он сохранил часть наивности и идеализма той поры.
Совершенно естественно, что он, как и большинство хорошо образованных молодых людей, поддержал перестройку и пришел работать в избирательный штаб Анатолия Собчака, когда тот баллотировался в парламент. Дмитрий любит свободу. Он верит в ее силу. Володя же опасается перегибов. Потому что русским свойственна тяга к анархии, стоит только ослабить узду. Он знает это по личному опыту. Не сдерживай он себя, стал бы Чингисханом. Или вдохновенным монахом в сибирской глуши.
Об этих двух политиках очень часто говорят так, как будто они сознательно, чуть ли не со злым умыслом, распределили между собой роли. Дима будет изображать доброго. А Володя -злого. Однако человеческие существа всегда оказываются намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Медведев со своими либеральными убеждениями никогда не тешит себя иллюзиями. Реалист и прагматик, он знает, то его стране дорого обошлась ее склонность к утопиям. Демократия для него - цель, а не волшебное средство. Перспектива, но не панацея. Путин, который признает, что из-за своего исконно русского менталитета он склонен прибегать к 'железной руке', понимает опасность, которой чревата эта тенденция. 'Раздаются призывы к порядку. Но он в конечном итоге вас задушит'. Они проницательны. И фатально циничны. Они знают, как низко могут пасть люди. Но не слепы они и к собственным слабостям. Дима склонен топать ножкой, чтобы заставить себе повиноваться. Володя не терпит препятствий на своем пути. 'Мне нравится добиваться поставленной цели. А если что-то мне мешает, я это устраняю'. Означает ли вышесказанное, что президент более гуманен, менее беспощаден, чем премьер-министр? Манеры поведения и характеры различны, но степень решимости одинакова. Как и стремление возродить величие России. Они оба одержимы 'судьбой' своей страны. Дима, более открытый, менее напряженный, не отказался от этого русского тропизма. Володю, более жесткого, менее цивилизованного, преследует призрак падения империй. Он не хочет смиряться с этой неизбежностью. Он ни перед чем не отступит, чтобы утвердить российское могущество. И он продемонстрировал это еще раз, когда Россия дала решительный отпор вторжению Грузии в Южную Осетию, сепаратистскую провинцию, находящуюся под защитой Москвы. Однако было бы ошибочным полагать, что Дмитрий Медведев повел бы себя более миролюбиво.
Россияне убеждены, что глава государства правит по указке своего первого-министра. Преемником же его назначил именно Владимир Путин. И именно он сделал так, чтобы его избрали. Прозванный Великим Визирем в свою бытность главой президентской администрации, стал ли Дмитрий Анатольевич калифом вместо калифа? Все в этом сомневаются. Сам же Медведев не пытается показать, что хозяин - он. Но не является он и марионеткой в руках бывшего президента. Путин во время работы в мэрии Санкт-Петербурга очень быстро оценил достоинства Медведева, его ум, умение понимать, не искажая, суждения и доносить их до других. Их тандем длится семнадцать лет. Розовая свадьба. Цветок и шип. На одном стебле.
________________________________
Россия: неортодоксальный взгляд ("The International Herald Tribune", США)
Странная пара ("The Economist", Великобритания)
Почему кукловод Путин опасен как никогда ("The Mail on Sunday", Великобритания)