Война на Кавказе не принесла России никакой пользы. Потеряв Южную Осетию, Грузия в долгосрочной перспективе станет стабильнее, а Абхазия могла бы стать абсолютно независимой
В Абхазии есть афоризм, который может многое сказать о будущем этой провинции на Черном море, которая хочет отделиться от Грузии. Люди говорят: русские будут последними из тех, кто признает нашу независимость. Гораздо раньше ее признают Европа и Грузия. Почему так? Разве в недавней войне в Грузии речь не идет именно о том, что Россия поддерживает против Грузии две самопровозглашенные республики Южную Осетию и Абхазию?
Большинство из всех распространявшихся в последние дни тезисов и мнений - обычная пропаганда, и они мало имеют общего со сложной ситуацией на месте. Так, Президент России Дмитрий Медведев демонстративно принял в Кремле лидеров Южной Осетии и Абхазии и при этом объявил, что после окончания этой войны им теперь определенно не нужно больше жить под суверенитетом Грузии. Однако Россия будет остерегаться признавать эти обе территории независимыми государствами.
Причина не только в том, что вряд ли Россия сможет найти достаточно влиятельные в мире страны, которые совершат подобный шаг и тем самым придадут ему политический вес. Независимость этих провинций совсем не отвечает интересам самой России. Давайте зададим простой ленинский вопрос: кому это выгодно? И потом трезво признаем, что Россия также не получила выгоды от этой войны. Почему нет? Потому что существовавшее до настоящего времени положение было самым оптимальным для российских интересов. Для констатации этого факта совсем не нужно прослеживать сложную историю Кавказа с античных времен, как это сегодня многие делают. Достаточно посмотреть на ситуацию с момента распада Советского Союза.
С начала 90-х гг. на территории бывшего Советского Союза существует много так называемых неурегулированных территориальных конфликтов. Это - Абхазия и Южная Осетия в бывшей Советской Республике Грузия, Нагорный Карабах в бывшей Советской Республике Азербайджан и Приднестровье в Молдавии. Из-за этих неурегулированных конфликтов положение в странах не может стабилизироваться, создаются препятствия для развития, и поэтому эти страны только в ограниченной степени свободны от России. С точки зрения политики влияния Молдавия интересна менее других. На Западе нищенская страна, расположенная между Румынией и Украиной, никого особенно не интересует, также и в Москве, поддерживая сталинистов в Приднестровье, по всей видимости, скорее отдают дань старой привязанности, чем геостратегическим интересам. Но совсем по-другому в случае с Грузией, Азербайджаном и Арменией: этот 'мостик' из стран, расположенных между Черным и Каспийским морями, является путем, который, проходя между Россией и Ираном, ведет прямо к Китаю. По этому маршруту в Европу приходит не только нефть и газ из Каспийского бассейна, но также должны прийти газ и нефть из Туркмении и Казахстана.
Правда, после распада Советского Союза Россия не смогла предотвратить провозглашение независимости Грузии, Азербайджана и Армении. Но три территориальных конфликта позволили России сохранить за собой довольно сильное влияние. Сохранение status quo было и есть для России самым лучшим из возможных сценариев. Вопрос в том, удастся ли России после войны восстановить это состояние, соответственно, и дальше поддерживать status quo в Карабахе.
Давайте начнем с Карабаха, который принадлежит Азербайджану, но в котором большей частью живут армяне. До сегодняшнего времени мало обращали внимание на то, что Карабах также мог бы стать причиной начала войны в Грузии. Многие месяцы Азербайджан и Армения интенсивно ведут переговоры по решению карабахской проблемы. Как и в Грузии, в Азербайджане Соединенные Штаты также выдвинулись на роль 'большого брата'. Однако с учетом автократического режима президента Алиева здесь в полный голос не болтают всякий вздор о демократии, правах человека, общих западных ценностях, а просто хотят гарантировать для себя контроль над богатыми нефтяными запасами. Для того чтобы Азербайджан смог создавать более надежные структуры, важно, наконец, освободиться от досадного конфликта вокруг Карабаха. Поэтому специальный представитель Вашингтона по Кавказу Мэтью Брайза (Matthew Bryza) при поддержке второго 'большого брата' в Анкаре оказывает давление на Алиева, чтобы тот признал результаты референдума в Карабахе и тем самым практически согласился с тем, что Карабах принадлежит Армении.
Подобное развитие ситуации явно вызвало у Саакашвили приступ паники. Если бы Азербайджан смирился с отделением Карабаха, то было бы логично, что весь мир оказывал бы давление на Саакашвили, чтобы он пошел на уступки по вопросу Абхазии и Южной Осетии. Это шоу чистой воды, когда теперь Запад размахивает знаменем территориальной целостности Грузии. Для США и Европы не важно, будет ли Абхазия и Южная Осетия принадлежать Тбилиси, важно, чтобы Грузия, наконец, стала стабильным государством. Чем быстрее страна избавится от этих двух очагов конфликта, тем быстрее Грузия сможет стать членом НАТО, а также приблизится к ЕС. Вероятно, поэтому Саакашвили отдавал приказ ввести войска в Южную Осетию фактически без одобрения США. Ввод войск для Саакашвили был последней отчаянной попыткой втянуть США, НАТО и ЕС в свой, по сути, шовинистический завоевательный проект. Саакашвили - авантюрист, который все больше вырастает для США в фактор не просчитанного риска.
В игре за власть, которая велась все последние годы, мало обращали внимание на желания, страхи и страдания жителей Южной Осетии и Абхазии. Если бы Саакашвили выиграл войну в Южной Осетии, то там дошло бы этнических чисток. Теперь из Южной Осетии изгоняют и устраивают бойню проживавшим там ранее грузинам. Поскольку существование Южной Осетии как независимого государства представить сложно, следующее грузинское правительство когда-нибудь де-факто признает ее союз с Северной Осетией, и Россия станет на пару квадратных километров больше. Как говорят: для России это не обязательно станет тактической выгодой, но благодаря потере Осетии Грузия станет стабильнее.
В Абхазии Россия также может потерять многое. Провинция обладает достаточным потенциалом, чтобы стать независимым государством. В отличие от жителей Южной Осетии абхазы не хотят быть поглощенными Россией. Но Россия не для того вела две кровавые войны в Чечне, чтобы теперь отпустить Абхазию в независимость, и тем самым создать риск разжигания новых конфликтов на Северном Кавказе. Как парадоксально это не звучит: если Запад хочет воспрепятствовать тому, чтобы Москва на неограниченное время превратила Абхазию в свой протекторат, то он должен сам требовать предоставления Абхазии независимости и содействовать этому.
* * * * * * *
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_______________________________
Мифотворчество в Москве ("The Washington Post", США)
Разобщенность Запада играет на руку России ("The Times", Великобритания)
Почему мы притворяемся, что готовы пойти в бой за Грузию? ("The Independent", Великобритания)
Пришло время снизить накал риторики в отношениях с Россией ("The Independent", Великобритания)
Мы должны заставить Москву заплатить за этот удар по демократии ("The Sunday Times", Великобритания)