Все время одно и то же. Россия долго готовит почву для пропагандистской кампании. Она становится более демократической, доводит она до сведения всего мира, она семимильными шагами движется по пути к правовому государству. Ее экономика развивается стремительными темпами, она позиционирует себя как инвестиционную площадку для западных предприятий. Не упустите свой шанс!
Внешнеполитическая стратегия проста и постоянна. Нужно разделить Европу и США. Вбить клин между Германией и ее партнерами, пообещав ей некоторые выгоды в обмен на более 'дружественную' позицию. Нейтрализовать Францию, предложив ей проекты, которые в полной мере смогут удовлетворить ее тщеславие, до чего она ох как охоча. Воспользоваться безразличием Италии, Испании, попустительством Сербии, Венгрии, Болгарии. Способствовать распаду того, что остается от Европейского Союза, систематически заключая двусторонние соглашения с его членами.
Тактика заключается в том, чтобы выбрать благоприятный момент, август месяц, например, когда Россия чувствует, что США ослаблены, заняты решением проблем в других местах, а разобщенность европейских стран особенно глубока. И именно тогда наносится нежданный удар. И мы вдруг замечаем, что нам поставили мат.
Россия выглядит слабой: ей нужно помогать, постараться не унижать ее, закреплять ее успехи. И в то же время она производит грозное впечатление своей бескрайностью, армией, атомным арсеналом, нефтью. От нее исходит неясная угроза. И она может стать еще страшнее. Так давайте не будем с ней ссориться.
Это началось еще во времена Хрущева. И продолжалось в том же духе: Брежнев и разрядка, Горбачев и перестройка, Путин и наведение порядка. Подобное повторение утомляет. Но не так, как повторение нашей, западной реакции. Русская ложь настолько груба, что мы все время наполовину ей верим.
Наших дипломатов, которым российский МИД врет прямо в лицо, это вгоняет в ступор. Они не осмеливаются сказать: 'Вы лжете. На самом деле Вы - бумажный тигр. Ваша экономика в жалком состоянии, демографическая ситуация - хуже некуда. Уходите сейчас же и возвращайтесь домой'. Вместо этого мы вяло протестуем, призываем к диалогу, к переговорам.
И Россия сохраняет свою добычу. А затем все забывается до следующего раза. 'Мы не вернемся к 'холодной войне'',- говорим мы, как будто бы она когда-нибудь заканчивалась.
Действительно, чего же хочет путинская Россия? Для начала воссоздать СССР. Она ведет пограничные споры с Украиной, Эстонией, Латвией, Молдавией, Казахстаном, Грузией. Она лелеет эти спорные вопросы, оставляет их тлеть, а когда предоставляется удобный случай, наподобие нынешнего - раздувает их. Вместо того чтобы заниматься находящимися в плачевном состоянии здравоохранением и образованием, она строит подводные лодки, авианосцы, разрабатывает системы вооружений, практикует угрозы и шантаж. А мы радуемся: 'Россия вновь обрела гордость'. На деле же она идет на верную гибель. Она воспринимает переговоры только как способ достижения победоносных результатов. Кто кого? Кто над кем будет властвовать?
Это - ложные победы, ведь так много препятствий на пути нормального развития этой страны, которая больна уже много лет, и чью болезнь наше попустительство только усугубляет. Владычество, а не свобода, господство, а не процветание: российский народ - увы! - одурманен этим.
Так давайте же хоть мы не будем поддаваться этому дурману! Эта страсть к расширению, повторяясь от раза к разу, от кризиса к кризису, в конечном итоге стала казаться нам вполне естественной. Как одна из самобытных черт России, почти элемент фольклора, самовар, например. Это - их привычка, и мы к ней привыкаем. А российское государство получает от нашего простодушия, нашего легковерия, нашей наивности столько же удовольствия, как от ощущения господства.
Ален Безансон - историк
_____________________________________
Одолимое сверхмогущество России ("Les Echos", Франция)
Опасное стремление видеть в России врага ("La Croix", Франция)
Как понять Россию? ("La Vanguardia", Испания)