Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как остановить Россию в следующий раз

Необходим Восточноевропейский альянс в сфере безопасности

Как остановить Россию в следующий раз picture
Как остановить Россию в следующий раз picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе, когда российские бомбы сыпались на жилые дома грузинского города Гори, Джордж Буш произносил речи. Когда в Черном море тонули грузинские корабли, НАТО готовила 'внеочередное заседание'. Когда грузинка, бежавшая из родного дома, пыталась добраться до Тбилиси, она задавалась вопросом: 'Где же ты, Америка?' Но если в девяностые мы реагировали на агрессию против Кувейта и Косово со всей решительностью, сегодня Америка стоит в стороне

На этой неделе, когда российские бомбы сыпались на жилые дома грузинского города Гори, Джордж Буш произносил речи. Когда в Черном море тонули грузинские корабли, НАТО готовила 'внеочередное заседание'. Когда грузинка, бежавшая из родного дома, пыталась добраться до Тбилиси, она задавалась вопросом: 'Где же ты, Америка?' Но если в девяностые мы реагировали на агрессию против Кувейта и Косово со всей решительностью, сегодня Америка стоит в стороне.

Конечно, вина за исход этого конфликта ложится и на других. Грузинские вооруженные силы поддались на уловку России и неудачно выбрали время для удара по югоосетинской столице Цхинвали. Сама же Россия действовала эффективно, сочетая быстрые маневры наземных войск с воздушными бомбардировками и артиллерийскими ударами по базам всех грузинских бригад, кроме одной - той, что дислоцируется в Ираке.

Главное, однако, в том, что НАТО на саммите в Бухаресте оказалась не в состоянии подключить Тбилиси к Плану действий по подготовке к членству в НАТО, и Россия восприняла это как надпись аршинными буквами: 'Можете напасть на Грузию до декабря' (когда Североатлантический альянс на очередной встрече должен обсудить вопрос о потенциальном вступлении Грузии в его ряды). Сегодня одержанная Россией победа позволяет ей добиться не только минимальной цели - дестабилизации обстановки в Грузии - но и куда большего. Вероятно Москва считает, что теперь ей по силам, за счет ликвидации военного потенциала Тбилиси, а также, возможно, свержения Саакашвили и ограничения суверенитета страны, превратить Грузию в 'увеличенную копию' минигосударств-клиентов, которые она спонсирует в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.

Что касается соседей Грузии, то их действия куда больше напоминали реальную помощь, чем все, что могли предложить международное сообщество, Соединенные Штаты и НАТО. Украина пригрозила запретить доступ в Севастополь российским военным кораблям, участвовавшим в конфликте с Грузией: Черноморский флот России базируется в этом крымском порту в соответствии с соглашением об аренде, действие которого истекает в 2017 г.

Лидеры Польши, Литвы, Эстонии, Латвии и Украины вылетели в Тбилиси, чтобы выразить солидарность с Саакашвили, а в самом начале конфликта выступили с решительными заявлениями. В результате возникает вопрос: почему, когда начались военные действия, поездка в грузинскую столицу не заняла первое место в рабочем графике президента Буша? В конце концов, Тбилиси радушно принимал главу нашего государства в 2005 г., а один из его проспектов носит имя Джорджа Буша.

Позднее Соединенные Штаты начали оказывать Грузии реальное содействие: 13 августа на ее территории приземлился первый транспортный самолет C-17 с грузом гуманитарной помощи. Однако мы начали действовать слишком поздно, в то время как восточноевропейские соседи Грузии отреагировали на возникшую угрозу без промедления.

Граждане Грузии и других государств, полагающихся на наши гарантии безопасности - например, Ирака, Южной Кореи и Афганистана - нескоро забудут, что дружба с Америкой не слишком помогла этой стране, когда сапоги завоевателей топтали ее землю.

Что нам нужно сделать, чтобы приступить к восстановлению нашей репутации в глазах союзников?

В краткосрочной перспективе нам следует резко увеличить масштабы помощи, которую мы сегодня оказываем Грузии. Мы могли бы помочь ей создать единую систему ПВО страны, способную помешать российским самолетам бомбить и расстреливать любые цели на выбор, что способствовало параличу грузинских вооруженных сил. Мы должны заявить, что попытки сместить Саакашвили или ограничить суверенитет Грузии представляют собой ту запретную черту, переход которой повлечет за собой визовые санкции против российских лидеров.

В долгосрочном же плане нам следует продолжать усилия по обеспечению членства Грузии в НАТО. Это, однако, произойдет не скоро, поскольку осторожные западноевропейские государства не желают видеть в своих рядах страну, которая может стать ареной конфликта. Пока же выходом из тупиковой ситуации может стать создание региональной системы безопасности, гарантирующей, что Россия не применит 'югоосетинский вариант' в отношении украинского Крыма, азербайджанского Нагорного Карабаха или молдавского Приднестровья.

14 августа грузинский парламент по просьбе Саакашвили проголосовал за выход страны из Содружества независимых государств (СНГ). В результате, не являясь ни членом НАТО, ни членом СНГ, Тбилиси оказался за рамками любых масштабных альянсов в сфере безопасности.

Поскольку СНГ существует, чтобы обеспечивать интересы безопасности Росси, а не малых стран-участниц, Украина, Азербайджан и Молдова должны последовать примеру Грузии и разорвать все сохранившиеся у них связи с этой организацией. Выход из СНГ не приведет к ответным акциям России. Скорее, подобно тому, как натовский акт умиротворения России в апреле этого года способствовал ее действиям в этом месяце, изменение регионального баланса сил не в ее пользу сделает любой конфликт более дорогостоящим для Москвы, а значит и менее вероятным.

В ходе нынешнего конфликта только соседи Грузии - в частности Украина, Польша, Латвия, Литва, Эстония и Азербайджан - оказали ей практическую помощь. Этим государствам следует объединиться в рамках организации, предусматривающей взаимные гарантии безопасности и активное присутствие объединенных воинских контингентов на территории стран-участниц, оказавшихся под угрозой.

Некоторые из перечисленных стран уже создали структуру, которая могла бы послужить образцом для усилий по достижению указанных целей. Речь идет об Организации за демократию и экономическое развитие, созданной странами ГУАМ (Грузией, Азербайджаном, Украиной и Молдовой) в конце 1990-х гг. в качестве противовеса СНГ и российскому влиянию.

Польша, страны ГУАМ и прибалтийские государства могли бы развить сотрудничество в рамках ГУАМ, создав новый Восточноевропейский альянс в сфере безопасности (ВЕАБ). Сегодня, когда ее потенциальные страны-участницы оказались перед лицом беспрецедентной угрозы, новая организация могла бы воплотить в жизнь цели, намеченные странами ГУАМ.

На Бакинском саммите ГУАМ в июле 2007 г. обсуждался вопрос о создании совместных миротворческих сил. ВЕАБ должна взять на вооружение эти цели в сфере безопасности и продолжить первые небольшие шаги ГУАМ в направлении сотрудничества в этой области. Новая организация ВЕАБ будет иметь особый статус, что позволит ей предпринимать реальные действия и избежать превращения в дискуссионный клуб, который порой напоминает ГУАМ.

Россия и власти сепаратистских регионов несомненно будут протестовать против сформирования подобных воинских контингентов. Если из-за этих возражений ВЕАБ не сможет размещать миротворческие силы непосредственно в регионах со спорным статусом, они должны быть развернуты на территории стран-участниц ВЕАБ, окружающих зоны конфликтов, в целях предотвращения вторжений или их угрозы.

Америка должна поощрять создание таких сил, а также обеспечить их финансирование, материально-техническую поддержку и всестороннее обучение. Вашингтон уже начал осознавать целесообразность поддержки вооруженных сил восточноевропейского региона, согласившись с требованиями Польши об усилении военной помощи США в рамках соглашения по ПРО, заключенного 14 августа.

Главным направлением деятельности ВЕАБ следует сделать совершенствование боевых возможностей совместных многонациональных сил. В том, что касается сухопутных контингентов, главная задача должна состоять в их подготовке к противостоянию тактике 'блицкрига', с помощью которой российские войска разгромили Грузию.

Частям ВЕАБ никогда не удастся достичь паритета в воздухе с мощными российскими ВВС, однако они в состоянии усовершенствовать интегрированную систему ПВО, чтобы, за счет возможности сбивать большое количество самолетов, повысить для России цену конфликта. Тем самым уменьшится вероятность войны, а в случае, если столкновение с Россией все же произойдет - вероятность того, что вооруженные силы жертв российского нападения окажутся парализованными.

Россия сумела отрезать Грузию от внешнего мира на море: она потопила как минимум один грузинский корабль, демонстрируя способность осуществлять морскую блокаду этого кавказского государства. В случае конфликта военно-морским силам стран, находящихся за пределами Черного моря, будет непросто получить доступ в его акваторию, поскольку Турция будет колебаться с предоставлением соответствующего разрешения, опасаясь нарушить условия Конвенции Монтре 1936 г., согласно которой Анкара получила контроль над Босфором и Дарданеллами.

Странам ВЕАБ следует совместными усилиями создавать эффективный военный флот на Черном море для противодействия попыткам России установить там свое господство. Однако ВМС Грузии насчитывают всего 495 моряков, а у Молдовы нет выхода к морю. Таким образом, единственным относительно дееспособным флотом в странах ВЕАБ остается украинский, однако в его составе есть лишь одна подводная лодка. Соединенные Штаты могли бы ускорить создание ВМС ВЕАБ, поставив ей несколько новых атомных многоцелевых подлодок типа 'Вирджиния', чтобы ликвидировать отставание от России.

Америка, НАТО, ООН и Европа продемонстрировали свою неготовность помочь Грузии обеспечить ее безопасность в момент кризиса. Поскольку реваншизм России угрожает всем восьми потенциальным участницам ВЕАБ, их объединяет общая заинтересованность в защите от российской агрессии. Пример Ливана, где ооновский контингент не смог разоружить "Хезболлу", показывает, что международные миротворческие контингенты без участия государств, для которых поддержание мира является элементом национальных интересов, в момент опасности почти никогда не оказывают помощи странам, где они размещаются.

Поскольку нашей администрации и НАТО, судя по всему, в настоящее время недостает политической воли, чтобы поддержать наших союзников в трудный момент, противостояние угрозам в сфере безопасности связано с формированием региональных альянсов. Способствуя созданию организаций вроде Восточноевропейского альянса в сфере безопасности, мы обеспечим нашим союзникам возможность практической защиты в угрожающей ситуации, и со временем сможем восстановить собственную репутацию.

Чарли Шром - эксперт по вопросам внешней политики и политики безопасности из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute)

____________________________________________________

Как остановить Путина ("The Washington Post", США)

Россия в своем самодовольстве движется к падению ("The Times", Великобритания)

Противостоять России ("Los Angeles Times", США)

Как Запад может дать отпор России ("The Wall Street Journal", США)

Сойдет ли это с рук России? ("The New York Times", США)

Запад больше не может безучастно наблюдать за бесчинствами бандита-России ("The Guardian", Великобритания)