Грузия: инфраструктура страны разрушена
Handelsblatt: Как Вы назовете то, что сегодня происходит в Вашей стране?
Нино Бурджанадзе: Это - военная кампания на уничтожение, которую Россия ведет против Грузии. Разбомблены не только стратегические объекты, а также деревни и фабрики. И русские все дальше продвигаются на своих танках, чтобы посеять панику. Они не спешат увести свои войска, как обещали, а хотят аннексировать Грузию.
Handelsblatt: Но разве в этом нет вины президента Саакашвили, в конце концов, он послал грузинские войска в Южную Осетию?
Бурджанадзе: Как можно надолго сохранить мир, если Россия постоянно разжигает два кризиса - в Абхазии и в Осетии? Естественно, жаль, что Грузия так среагировала на провокацию со стороны России. Но очень сложно не реагировать на это, а сейчас не время для критики в адрес президента.
Handelsblatt: Когда для это наступит время, когда Россия выведет свои войска?
Бурджанадзе: Нельзя взять и свергнуть наше правительство. Никто не будет нам диктовать, кто должен править Грузией, и как будет дальше развиваться наша страна в направлении демократии. Судьба Саакашвили будет зависеть от того, насколько адекватными будут его ответы на появившиеся вопросы о причинах войны.
Handelsblatt: Является ли Саакашвили демократом, и если да, то почему тогда Вы, будучи его ближайшей соратницей, во время парламентских выборов в апреле больше не выставляли свою кандидатуру?
Бурджанадзе: Грузия больше не является показательной моделью, но мы молодая демократия. На пути к западным ценностям мы совершили ошибку.
Handelsblatt: Какую?
Бурджанадзе: Мы недостаточно усилили роль парламента, мы не создали действительно независимую демократию и уравновешенный баланс власти, мы не создали полную свободу печати, и у нас слишком незначительное местное самоуправление. Мы слишком часто спорили о дальнейшем курсе. А я не держусь за кресло. Я не хочу быть депутатом или даже главой парламента, если я не могут оказывать влияние на принятие решений.
Handelsblatt: Будите ли Вы выставлять свою кандидатуру на новых президентских выборах?
Бурджанадзе: Я же не ушла из политики. Но из-за сегодняшних событий я все чаще задумываюсь о создании своей собственной партии.
Handelsblatt: Признает ли Грузия отделение Абхазии и Южной Осетии?
Бурджанадзе: Никогда. Даже если они отделятся, в регионе никогда не будет мира. А Россия многое испортила и поэтому не должна безнаказанно выйти из этого конфликта.
Handelsblatt: Были ли это умно, что, с одной стороны, Саакашвили слишком расхваливал госпожу Меркель, но перед этим возложил на каждого на Западе, кто до сих пор препятствовал принятию Грузии в НАТО, вину за развязывание войны?
Бурджанадзе: (смеется) Позвольте мне лучше сказать своими словами. Естественно, было бы лучше, если бы Грузия смогла начать участие в плане действий по подготовке к вступлению в НАТО. Но я не уверена в том, что Россия в этом случае не стала бы вести против нас войну.
Нино Бурджанадзе - бывшая глава парламента Грузии
* * * * * * *
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_________________________________________
Было ошибкой давать Саакашвили то, что он принял за американский карт-бланш ("The Washington Post", США)
Проигравшего зовут Россия ("Die Tageszeitung", Германия)
Одна из целей Москвы - унизить Грузию ("The Wall Street Journal", США)
Саакашвили привел свою страну к катастрофе ("Turkish Daily News", Турция)