Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Aluetta, за что мы ей крайне признательны
____________________________________
Даже грузину нелегко понять смысл внезапного нападения на Южную Осетию, мятежный край, находящийся под защитой русских. Грузинский национализм - это один из факторов, препятствующих политическому решению проблем.
Не прошло и недели с того момента, как президент Саакашвили приказал своим войскам войти в столицу Южной Осетии. Грузинской армии был нанесен ответный удар, она сражалась неполных два дня. Как только были введены российские танки и начались воздушные атаки, Грузия в одностороннем порядке объявила о перемирии. Россия быстро и в полной мере воспользовалась давно ожидаемой и неоднократно провоцируемой ситуацией. Южная Осетия теперь находится полностью под ее контролем. В Абхазии тоже начались бои. Более того, российская армия находится в городе Гори, расположенном в центральной части Грузии, на родине Сталина. Переговоры о будущем статусе и роли Грузии в мятежных регионах могут завершиться для Грузии не самым приятным образом.
Демонстративная поддержка
Всего через день после поспешного призыва резервистов снова отправили по домам. Число погибших остается неизвестным. Грузия официально заявляет о 200, Россия о свыше 1500 погибших. Десятки тысяч человек стали беженцами. Первоначальные подсчеты шокируют. Помимо убитых и раненых, около 250 000 грузин стали беженцами из Абхазии и несколько десятков тысяч - из Южной Осетии. Их шансы вернуться домой, спустя пятнадцать лет с прошедших событий, ничтожно малы.
И, тем не менее, грузинское правительство в эйфории ликует на площади Свободы в Тбилиси. Оппозиция, в недавнем прошлом противница практически всех действий Саакашвили, смолкла. Критику сменили согласие и демонстративная поддержка. Грузинские СМИ славят президента как национального героя. Депутат парламента Бокерия кричит вместе с толпой, что еще тысячи и тысячи лет Грузия никому не позволит поставить себя на колени. При этом тяжелое военное и политическое поражение остается очевидным.
По всей стране оплакивают погибших солдат, резервистов и гражданское население. Многие грузины не понимают, что произошло, почему была начата эта операция, с самого начала обреченная на поражение. Тем не менее, редко можно услышать публичную критику, люди боятся, что на них наклеят ярлык предателей. Велико общественное давление. В телевизионных новостях, за словами приветствия следует фраза: 'Мы все должны держаться вместе. Будьте сильными, будьте едины'. Это пожелание, но одновременно и предупреждение.
Правительство Саакашвили просчиталось. В определенном смысле оно думает и ведет себя в сталинских волюнтаристических категориях, унаследованных из прошлого. Эти представления укоренились в драках между бандами на грузинских улицах и по-прежнему играют большую роль. На улице обязательная лояльность покровителю - основной принцип поведения. Подчиненный выполняет эти требования, не задумываясь. В обмен он получает защиту от милиции, чиновников и других банд. Создается впечатление, что грузинское правительство переносит эти отношения защиты в обмен на верность на свои отношения с 'дружественными государствами'. При этом оно не замечает баланса сил между современными странами.
Грузия ведет себя по отношению к НАТО, ЕС и США как по отношению к покровителям. Декларируемый прозападный курс не мог бы быть очевиднее. Грузия содержит третий по величине (2000 солдат) военный контингент в Ираке - это сравнительно высокая плата за надежды на членство в НАТО. Экономические реформы выражаются в радикальной либерализации, при этом правовые институты не подвергаются существенным изменениям. Правительство пожинает международную славу, и это несмотря на подавление оппозиции в ноябре 2007 года, притеснение свободы СМИ, контроль над судами и другие социальные проблемы. Метафора Джорджа Буша о Грузии как о 'маяке свободы', произнесенная в мае 2005 года на площади Свободы, уже стала клише не только в грузинских СМИ.
Создается впечатление, что лояльная Западу Грузия ожидала поддержки от покровителей в своем авантюрном предприятии в Южной Осетии. Хотя, когда Саакашвили спросили, надеется ли он одержать победу в войне против России, он ответил, что еще не сошел с ума. Но стоило бы услышать несколько дней назад одного из депутатов парламента, с пеной у рта ругавшего 'международное сообщество', которое в момент агрессии России бросило Грузию на произвол судьбы. Мысль о том, что в случае необходимости Запад окажет военную поддержку Грузии, вылилась в непоколебимую самоуверенность последней. Нарциссическая самовлюбленность, мания величия и переоценка собственных сил со стороны грузинского правительства не допускала и сомнений в том, что друзья Грузии рискнут пойти войной против России. Но грузинскому руководству быстро преподали урок.
Сложно найти хотя бы одно оправдание той уверенности, с которой проходил поиск военного решения. Государство уже давно насаждало националистические настроения и пропаганду. С 2008 года стремительно увеличившаяся грузинская армия владеет собственным телевизионным каналом 'Сакартвело'. В перерывах между военными новостями, документальными фильмами о ведении войны и прославлением грузинских солдат как национальных героев ведется рекламная кампания грузинской армии. В коротком рекламном ролике показывают, как грузинские молодые парни, записывающиеся добровольцами в армию, маршируют в казарму. Подпись под этим кадром гласит: 'Мы должны осознать раз и навсегда, что никогда не сможем вернуть себе потерянные территории молитвами или надеждой на Лигу Наций, лишь силой оружия. Адольф Гитлер, 1932 г.'.
Воинствующий национализм
Этот воинствующий национализм, который угрожает вылиться в абсолютный отрыв от реальности, особенно подпитывается обидами от проигранных битв в Южной Осетии и Абхазии пятнадцатилетней давности. Грузия оказалась в ловушке из-за своей слабости перед Россией (как реальным врагом за спиной абхазов и осетин), зависимости от международной помощи (которая не придет от стран НАТО в военной форме) и собственных амбиций по возвращению территориальной целостности, утрата которой была весьма болезненна.
Это смятение постоянно ощущается в прессе. Толпа ликует, возомнив себя героической нацией. Грузии не хватает суверенитета решать проблемы политически, вследствие чего конфликт быстро переместился из правовой сферы в военную. Именно постоянное осознание отсутствия независимости делает саморазрушительные военные действия вероятными и в будущем.
Дэви Думбадзе - грузин, 1978 года рождения, учился философии и тележурналистике в Тбилиси и Бохуме. Сейчас пишет кандидатскую диссертацию в Бохуме о грузинском телевидении и социальной истории.
* * * * * * *
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Aluetta
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
________________________________________
Сергей Лавров: Америка должна сделать выбор между Грузией и Россией ("The Wall Street Journal", США)
Было ошибкой давать Саакашвили то, что он принял за американский карт-бланш ("The Washington Post", США)
Парадоксы российского национализма ("Грузия online", Грузия)