Восемь лет Европа была расколота по вопросу геополитической стратегии. Неужели сегодня премьер-министр России Владимир Путин своими действиями дает европейским странам понимание цели и укрепляет связи между ЕС и США?
На вчерашней встрече НАТО министр иностранных дел Германии, ранее известный пророссийскими настроениями, разделил жесткую позицию своего британского коллеги Дэвида Милибэнда относительно поведения России, которая осуществила наземное, морское и воздушное нападение на Грузию и цинично игнорирует свои обязательства по выводу войск.
Это совсем не шахматный матч, в ходе которого российский гроссмейстер вышибает пешку с доски. Вся Европа напряженно вглядывается в доктрину Путина, и ей не нравится то, что она видит. На прошлой неделе президент Саркози, посетивший в течение нескольких часов Москву и Тбилиси, поздравлял себя с успешным завершением своей дипломатической миссии, а Берлин был уверен, что его решение заблокировать Грузии вступление в НАТО было верной политикой.
Сегодня настроение омрачилось. Теперь Саркози говорит, что Россия должна полностью вывести свои войска с территории Грузии. Меркель заявляет, что Грузия может вступить в НАТО. Польша бросается подписывать с Америкой договор о противоракетной обороне. На передовой оказывается Украина, поскольку Киев ждет поддержки от НАТО и ЕС, а не указаний из Москвы.
Суть доктрины Путина была сформулирована послевоенным экспертом по России Джорджем Кеннаном задолго до ее появления. Он отметил, что Россия видит своих соседей в качестве вассалов или врагов. Ни Украина, ни Грузия не смирятся со статусом вассалов. Когда Польша и прибалтийские государства вступали в НАТО, им говорили, что это может осложнить их отношения с Россией. Они вступили в НАТО, затем ЕС, и никогда не оглядывались назад.
Западные апологеты Путина любят обвинять Америку, особенно в годы Буша-Чейни, в ухудшении отношений с Россией. Однако сенатор Обама не допустит подрыва своей позиции обвинениями в мягкости в отношении Кремля. Путин дал американской военной промышленности, равно как неоконсерваторам из стана республиканцев и демократов, отличный повод начать новую 'холодную войну'.
Кремль хочет вбить клин между своими соседями и другими европейскими государствами, а также между Америкой и Европой. Московская версия евроскептицизма направлена на то, чтобы разбить единство ЕС и сделать так, чтобы его члены соперничали друг с другом.
Как должны ответить на это Европа и Британия? На Континенте Дэвид Милибэнд воспринимается как лидер стран ЕС, выступающих за жесткий курс. Теперь он должен возглавить усилия по укреплению единства ЕС на основе политики, которую можно назвать 'Кеннан-плюс'. Джордж Кеннан разработал концепцию сдерживания вместо конфронтации и 'отражения противника', за что выступали сторонники жесткой линии после того, как СССР оккупировал половину Европы.
Сегодня нам нужна политика сдерживания и сотрудничества с Россией. Как указывает Чарльз Грант (Charles Grant) из Центра европейских реформ (Centre for European Reform), Россия слабее, чем можно было бы судить по риторике Путина. Ее население, равное по численности населению Бангладеш, имеет нездоровую тенденцию к сокращению, а уровень ВВП на душу населения ниже, чем в Экваториальной Гвинее.
Следует отметить, что Европа нуждается в российских нефти и газе, а Россия нуждается в прямых иностранных инвестициях из Европы. Поэтому политика должна оставаться направленной на сотрудничество, призванное приблизить Россию к европейским нормам открытой рыночной экономики. Дэвид Кэмерон неправ, призывая к визовым ограничениям для российских бизнесменов.
Но на политическом фронте пора признать, что усилия быть дружелюбными в отношении России, предпринимавшиеся с начала 1990-х годов, провалились. Запад вовсе не стремится унизить Россию, для Москвы открыты двери всех западных институтов. Ее генералы участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях НАТО. Русских радушно приняли в Совет Европы.
По своей культуре Россия является европейской страной, и именно в Европе живет основная часть россиян. Для того, чтобы исчез советизм, потребовалось много лет сдерживания. Увы, Россия отказалась от шанса стать полноправным, открытым партнером Европы на основе демократии, верховенства закона и уважения европейских норм и ценностей. Нужна новая политика, основанная на максимально необходимом сдерживании и максимально возможном сотрудничестве.
Неоконсервативная риторика, обращенная в прошлое, так же бесполезна, как заявления тех, кто находит оправдания путинской доктрине агрессии против Запада. Британия должна формировать политику сдерживания-сотрудничества, но исключительно в рамках Европы. Иначе любители побряцать саблей из Москвы и Вашингтона вернутся к своей старой игре.
Д. Макшейн - депутат парламента от Лейбористской партии и министр по делам Европы в 2002-05 гг.
* * * * * * *
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_______________________________
Новые заморозки 'холодной войны' ("The American Spectator", США)
Как остановить Россию в следующий раз ("The Weekly Standard", США)
А чего еще мы ожидали? ("The New York Times", США)