Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Победитель один - Россия'

Ради Грузии никому не хочется начинать мировой кризис

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы в Грузии находилось несколько тысяч американских солдат, которые подвергались бы опасности со стороны России, тогда боязнь американского ответа могла бы сдерживающе повлиять на Путина. Но там всего лишь несколько сотен советников. Я вынужден констатировать, что ради Грузии некому не хочется начинать мировой кризис. Европа же, столкнувшись с кризисной ситуацией, когда под угрозой может оказаться ее энергетическая независимость...

Европа же, столкнувшись с кризисной ситуацией, когда под угрозой может оказаться ее энергетическая независимость, предприняла попытку напомнить о своем существовании, правда, без особого успеха

Интервью с политологом Пьером Аснером (Pierre Hassner)

- Как Вы считаете, на ком лежит ответственность за кризис, возникший между Россией и Грузией?

- Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала рассмотреть региональный и международный контекст, в котором разгорелся этот кризис. Во-первых, между Россией и Грузией существуют исторические разногласия: Грузия всегда считала Россию империалистической страной, а осетины и абхазы, со своей стороны, считают империалистами грузин. Затем нужно упомянуть о ностальгии по утраченному могуществу России, испытавшей глубокое унижение в 1990-е годы благодаря политике Ельцина, который позволил почти половине российских территорий ускользнуть из-под контроля Москвы и стать независимыми государствами. В политике Путина четко прослеживается желание взять реванш за ту эпоху. Желание, которое питает процветание, достигнутое благодаря нефти и газу. На самом деле российские руководители до сих пор убеждены, что восточные европейские государства, от стран Балтии до Грузии, не были полностью независимыми, а находились в их зоне влияния. И, наконец, невозможно игнорировать воздействие, которое произвели на российское руководство 'оранжевая революция' на Украине и 'революция роз' в Грузии. Один из моих болгарских коллег утверждает, что на русских эти два события повлияли так же, как 11 сентября на американцев . . . Учитывая все вышесказанное, становится очевидным, что ответственность в первую очередь лежит на Саакашвили, который повел себя взбалмошно, пребывая в уверенности, что ему все дозволено.

- Мог ли он пуститься в эту авантюру, если бы Вашингтон не дал ему зеленый, или хотя бы желтый свет?

- Сейчас трудно сказать, действительно ли ему дали зеленый или желтый свет, но он наверняка был уверен, что это так. После того, как руководство США годами подбадривало его и заверяло в поддержке в случае возникновения проблем, Саакашвили мог посчитать, что пустись он в эту авантюру, Вашингтон не бросит его на произвол судьбы. Однако на русских тоже лежит часть ответственности за случившееся. Они провоцировали Грузию на протяжении двух лет: вводили эмбарго на ее товары, сбивали самолеты-разведчики, организовывали маневры у самой границы. Они, несомненно, хотели наказать Грузию за 'революцию роз', и, возможно, таким образом ответить на решение Запада поддержать независимость Косово, на которую русские не могли не отреагировать . . .

- Иными словами, этот кризис был совершенно предсказуемым?

- Совершенно точно. Однако мне кажется, что, желание дать ответ независимости Косово среди целей, которые преследовала Россия, в этой истории имеет второстепенное значение. Русские в первую очередь хотели дать понять Западу, что они не приемлют запланированное вступление Грузии - и Украины - в НАТО, и что они не потерпят других 'оранжевых революций' у своих границ.

- Смогли ли Европа и США правильным образом ответить России?

- Увы, нет. В настоящее время как с одной, так и с другой стороны наблюдается беспомощное барахтанье. Никто всерьез не верит в то, что Россию исключат из 'большой восьмерки'. Если бы в Грузии находилось несколько тысяч американских солдат, которые подвергались бы опасности со стороны России, тогда боязнь американского ответа могла бы сдерживающе повлиять на Путина. Но там всего лишь несколько сотен советников. Я вынужден констатировать, что ради Грузии никому не хочется начинать мировой кризис. Европа же, столкнувшись с кризисной ситуацией, когда под угрозой может оказаться ее энергетическая независимость, и когда совершено нападение на маленькую почти демократическую страну, предприняла попытку напомнить о своем существовании, правда, без особого успеха. Текст, предложенный Саркози, был совершенно очевидно плохо составлен, а его заявление о признанном праве русских защищать своих граждан и русскоговорящее население, определенно неловким . . .

- Кто в настоящий момент выигрывает в этом кризисе?

- Определенно - русские и, в меньшей степени, американские ястребы и Маккейн в ущерб Обаме.

- Иначе говоря, грузины должны отказаться от своих планов по возвращению Южной Осетии и Абхазии.

- Для них, с этой точки зрения, все кончено. Возможно, русские и не аннексируют эти две территории, как и не признают их независимость, но они там останутся. Это будет в некотором роде напоминать Митровицу, регион на севере Косово, не заявивший о своем присоединении к Сербии, но де-факто аннексированный Белградом . . .

Пьер Аснер - научный сотрудник Центра международных исследований (Ceri), эксперт по международным отношениям. В 2005 году опубликовал в соавторстве с Жилем Андреани (Gilles Andréani) работу 'Оправдать войну? От гуманитарной деятельности к ответному террору' (Justifier la guerre ? De l'humanitaire au contre-terrorisme).

* * * * * * *

Опрос: "Когда спишь рядом с медведем в берлоге - лучше лишний раз не шевелиться" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)

Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

__________________

А чего еще мы ожидали? ("The New York Times", США)

Президент Грузии, сам того не желая, оказал России огромную услугу ("Le Figaro", Франция)

А я все думаю о Джорджии. . . то есть Грузии ("Fox News", США)