Friday, August 22, 2008; Page A17
ТБИЛИСИ, Грузия - Видя тот огромный ущерб, который Россия нанесла Грузии, легко прийти к заключению, что Москва достигла своих целей. Но пока ей не удалось добиться главного - избавиться от грузинского демократического и проамериканского президента Михаила Саакашвили. Безусловно, она усилила свой контроль в сепаратистских анклавах Южная Осетия и Абхазия. Она нанесла сокрушительный удар грузинской армии, страшный ущерб экономике Грузии и вызвала разногласия в рядах западного альянса. На протяжении трех лет Москва применяла все мыслимые и немыслимые средства, чтобы свергнуть Саакашвили: провоцировала восстания внутри страны, вводила экономическую блокаду, наращивала свои силы в сепаратистских анклавах и, наконец, начала войну. Но Саакашвили все еще у власти.
Здесь, в Тбилиси, напряженность велика, что вполне понятно. Российские танки находятся от нее всего в сорока километрах. Когда я в прошлую субботу ехал через российские блокпосты в безлюдный и оккупированный город Гори, я видел, как вдоль дороги горели подожженные российскими военными пшеничные поля. (Больше всего мне запомнилась такая картина: пьяные российские солдаты в украденной грузинской форме - 'потому что она лучше, чем наша').
Российское вторжение в Грузию изменит тот стратегический ландшафт, на фоне которого придется действовать следующему президенту США. Но сегодня, когда Запад обсуждает, как 'наказать Россию', очень важно помнить, что главный фронт по-прежнему находится в Грузии. Разговоры о том, чтобы отобрать у России зимнюю Олимпиаду 2014 года, или изгнать ее из группы восьми промышленно развитых государств, могут оказать какое-то воздействие на Москву (а могут и не оказать). Но самое главное, что может сейчас сделать Запад - это укрепить правительство в Тбилиси. Уравнение довольно простое: если Михаил Саакашвили выживет, Владимир Путин проиграет.
Взаимная личная ненависть между двумя этими людьми накладывается на двухвековую мучительную историю отношений между Россией и Грузией. Многие уже говорили, что Путин просто 'теряется', начиная обсуждать неожиданно выдвинувшегося наверх Саакашвили, который вывел свою страну из состояния, близкого к банкротству, навстречу золотой эпохе экономического роста и самым высоким в мире показателям прямых иностранных инвестиций по отношению к ВВП. Российские танки все это разрушили.
Москва, видимо, потеряла свой шанс на открытое силовое свержение Саакашвили. Однако нельзя исключать, что она применит зловещие, более тайные средства. Отобедав вместе с Саакашвили в обычном ресторане, я получил впечатление, что его охрана не очень сильна. (Его предшественник Эдуард Шеварднадзе с трудом избежал гибели в результате нескольких покушений на его жизнь, которые многие считают заказом Москвы.) Теперь Москва может надеяться только на то, что грузинская экономика быстро рухнет, произойдет обвал ее валюты, а несчастное население, науськиваемое каким-нибудь оппозиционным лидером (наверняка, финансируемым из Москвы), заставит Саакашвили уйти.
Запад в своей реакции на подобные вызовы не должен ограничиваться одной риторикой. Сейчас важнее всего оказать Грузии масштабную экономическую и военную помощь. Публичные обещания по оказанию Грузии содействия в восстановлении - это лучший способ не дать России добиться своего. Премьер-министр Владимир Гургенидзе считает, что на восстановление железных дорог, мостов, портов и прочей инфраструктуры понадобится как минимум 1 миллиард долларов, и сюда не входит гуманитарная помощь, расходы на переселение беженцев и восстановление грузинской армии. Гургенидзе также предсказывает отрицательные показатели экономического роста, огромный дефицит бюджета и крах туристической отрасли, которая только начала зарождаться в этой прекрасной стране.
Сенатор Джо Байден (Joe Biden) призвал незамедлительно выделить 1 миллиард дополнительных средств. Это предложение сразу же поддержал Барак Обама (Barack Obama). Но администрация Буша пока не сказала ничего конкретного по поводу экономической помощи. Конгресс соберется лишь на короткое время перед выборами, и решение о выделении средств будет принято лишь в том случае, если его активно поддержит президент Буш в качестве инициативы обеих партий. Даже если принятие этого решения будет отложено до следующего года, выдвижение такого предложения Бушем и поддержка со стороны обоих кандидатов в президенты поможет поднять настроения в Грузии. От действий Америки по оказанию помощи не должны отставать Евросоюз, Всемирный банк, Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития.
В перспективе Грузия и Россия должны мирно сосуществовать. И здесь свою роль обязан сыграть Тбилиси. 41-летний Саакашвили, обладающий огромными талантами, в 2003 году спас свою страну от полного краха. Но он должен думать о будущем стратегически. Порой он бранит европейцев за недостаточную поддержку. Но это не самая лучшая тактика для страны, пытающейся вступить в Евросоюз. Он также использует словесные выпады в адрес Москвы, которые, будучи вполне понятными, лишь усиливают опасность для него самого. Саакашвили не сможет взять свою крохотную страну и переместить ее куда-нибудь в район Мексики. Ему следует действовать очень осторожно.
Конечно, будут и последствия для взаимоотношений России с Западом. Но все эти решения будет принимать уже следующий президент. (Невнимание Буша к этой российской угрозе, которое ярко продемонстрировали его объятия с Путиным в Пекине, когда российские танки входили в Грузию, могут создать у Москвы впечатление, что ей это вторжение сойдет с рук.) Хотя Запад не собирается воевать из-за Грузии, Россия должна понять, что ей придется расплачиваться за применение силы или угрозу такого применения против своих соседей, когда-то входивших в общее советское пространство. И это особенно верно в отношении Украины и Азербайджана, которые могут стать очередными мишенями для российского запугивания. Правила, определяющие жизнь в мире после окончания 'холодной войны', меняются - но отнюдь не в пользу России, недооценившей тот объединяющий и сплачивающий эффект, который ее действия произвели на Запад. Как именно будут развиваться эти взаимоотношения - зависит от действий каждой из сторон в предстоящие недели, особенно в Грузии.
Ричард Холбрук был постоянным представителем США в Организации Объединенных Наций при администрации Клинтона. Автор ежемесячной колонки в Washington Post.
* * * * * * *
Опрос: "Когда спишь рядом с медведем в берлоге - лучше лишний раз не шевелиться" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
_________________________________
Если такая ситуация сохранится, Грузия будет задушена, а президент Саакашвили падет ("The Washington Post", США)
Снова на дворе 1981-й, и русские снова 'плохие парни' ("Los Angeles Times", США)
Саакашвили: 'Москва решила помериться силами с НАТО' ("Le Figaro", Франция)