ПАРИЖ - Прошло две недели с начала грузинского кризиса, и Россия по-прежнему сохраняет преимущество, умело ведя свою большую игру по запутыванию проблемы и достижению реванша над разобщенным Западом, который изо всех сил пытается определить, не началась ли новая 'холодная война'.
Представления Владимира Путина о 21-м веке, похоже, отличаются от взглядов президента Буша, который недавно призвал Россию вывести свои войска. Руководство НАТО на этой неделе пыталось продемонстрировать мощную поддержку Грузии таким образом, чтобы одновременно с этим не нанести непоправимый ущерб связям с Россией. Тот 'новый мировой порядок', о котором говорил отец Буша в момент крушения советской империи, кажется сегодня полузабытым прошлым.
Однако, хотя действия России уже окрестили 'новой холодной войной', в этих заявлениях не учитываются огромные глобальные перемены, произошедшие с момента роспуска Советского Союза Михаилом Горбачевым в 1991 году. Об этом говорят как дипломаты, так и специалисты по России и региону. В более глобализованном мире Россия одновременно является и конкурентом, и партнером, и оппонентом.
'Это величайший вызов для любого государственного деятеля сегодняшнего дня - правильно увидеть приоритеты, - говорит ученый из Парижа Пьер Асснер (Pierre Hassner), занимающийся проблематикой взаимоотношений между Востоком и Западом, - что это - Иран, Россия, цены на нефть, терроризм? В каком-то смысле это похоже на новую 'холодную войну', но фоновая ситуация сегодня размыта до неузнаваемости'.
На этой неделе усилились и риторика, и накал страстей. Когда Польша и Соединенные Штаты подписали во вторник соглашение по противоракетной обороне, Москва заявила что Россия 'будет вынуждена реагировать, причем не только дипломатическими средствами'. Сегодня она уже принимает сирийского президента, обсуждая с ним перспективы военного сотрудничества.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) сказал на этой неделе, что с Москвой прежних отношений уже не будет, а канцлер Германии Ангела Меркель в Тбилиси бросила вызов угрозам России в связи с расширением НАТО, заявив, что Грузия в будущем станет членом альянса. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров ответил на это, что 'НАТО пытается сделать жертву из агрессора [Грузии] и обелить преступный режим'.
Противоречивые мнения относительно намерений Москвы
Тем временем, намерения Москвы в Грузии по-прежнему не ясны. Действия российских войск на местах противоречат официальным обещаниям. Российские власти по-новому и в свою пользу истолковали соглашение о прекращении огня, достигнутое при посредничестве Франции. Все еще не ясно, уйдут ли ее войска в Южную Осетию, или на грузинской территории за пределами Осетии Россия безо всяких посредников создаст свою собственную зону безопасности. Москва сначала заявила, что ее войска будут выведены, затем объявила, что они только отойдут. Все это время российские силы свободно перемещались по территории Грузии, взяв под свой контроль несколько городов. В такой задержке многие усматривают попытку усилить впечатление от неспособности Запада сдержать Россию. Президент Грузии Михаил Саакашвили назвал эту задержку возможностью для Москвы 'посмеяться' над Западом.
Власть над военными в России по-прежнему является двоевластием, поскольку принадлежит избранному в мае безо всякой оппозиции президенту и премьер-министру Путину, который как-то назвал распад Советского Союза 'величайшей катастрофой 20-го столетия'.
Такие заявления дают почву для появления новых определений 'холодной войны' - так же, как и предполагаемое стремление Путина оказывать давление и влияние на более слабые государства по российскому периметру - особенно на те, по которым проходят евразийские нефтяные коридоры, мешающие Москве устанавливать собственные, выгодные для нее цены (в частности, на Грузию).
50-е годы прошлого века и год 2008: радио и iPod
Но динамика мирового развития времен 'холодной войны' отличается от 2008 года так же, как транзисторный радиоприемник отличается от iPod. Взаимосвязанные экономики России и Европы, гораздо более свободный доступ к мировым средствам массовой информации, усиление Китая, развитие туризма, появление новых поколений, несоизмеримо большее богатство, а также изменения во взглядах и ожиданиях - все это отличает наш сегодняшний мир от эпохи жесткого противостояния между либеральным Западом и коммунистическими Советами. Россия уже не та замкнутая империя, которую воодушевляла строгость социалистической нравственности. Она давно уже не такая. Да и Запад уже не сосредоточивает все свои усилия на борьбе с единственным противником. После падения Берлинской стены появились и громко заявили о себе проблемы, которые не имеют границ: энергетика, окружающая среда, торговля, банки, мафия. Западу также нужна помощь России в сдерживании Ирана.
Термин 'холодная война' на самом деле мешает новому мышлению, утверждает бывший аналитик Госдепартамента и ЦРУ, эксперт по народностям Советского Союза Пол Гобл (Paul Goble).
'Российская Федерация и Соединенные Штаты не вступят в новую 'холодную войну' даже в том случае, если напряженность в отношениях между Москвой и Вашингтоном усилится многократно, - говорит Гобл, - в 'холодной войне' Советский Союз со своей идеологией выступал против свободного мира; это был конфликт, в котором обе стороны задействовали огромные ресурсы для победы друг над другом'.
'Упоминания о 'холодной войне' сегодня ... не приносят пользы, - добавляет он, - это основанное на идеологии представление о том, что в отношениях между двумя странами имеется только один-единственный выбор - либо тотальный конфликт, либо полное согласие. Но и первое, и второе невозможно и нежелательно'.
Госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила в Польше репортерам: 'Я не думаю, что это новая 'холодная война''.
Президент Франции Николя Саркози предупредил несколько дней назад об опасности возникновения 'новой холодной войны', но после этого он данную фразу уже не повторял. Французский аналитик по международным отношениям Даниэль Верне (Daniel Vernet), выступая на страницах Le Monde, утверждает, что Россия действует скорее как 'царская держава', нежели как держава советская. По его словам, разговоры о 'холодной войне' русским только на руку, поскольку он концептуально снова делит Западную и Восточную Европу на прежние зоны влияния, в которых каждая из сторон может действовать относительно безнаказанно.
'Сегодня возникли и укрепились такие взаимоотношения, в рамках которых крупные державы не являются ни врагами, ни друзьями, - говорит Пьер Асснер из парижского Центра международных исследований (Center of International Studies and Research), - ООН не действует. Нового мирового порядка и царства демократии так и не появилось - но появились системы капитала и сотрудничества между Россией, Китаем и Западом, которых раньше не было'.
Да, это новый мир. Но не 'холодная война'
Да, наши мыслители - дипломаты, ученые, писатели - говорят, что российский блицкриг в Грузии ознаменовал возникновение нового мира. Но какой это новый мир, остается неясным.
Определенность 'холодной войны' уступила место перепутанной, непредсказуемой, противоречивой и довольно безнравственной международной атмосфере. Действия России создают 'новый фон страха, который распространяется по граничащим с ней регионам', говорит Гобл. А это вызывает такие 'последствия, которые мы не можем пока даже понять'.
В сегодняшнем мире 2008 года, далеком от периода 'холодной войны', не существует такой всеобъемлющей действительности, которая могла бы стать компасом стабильности. Русские вновь ощутили силу и влияние Москвы, и их это успокаивает. Войны в Ираке и Афганистане создают впечатление, что НАТО, Соединенные Штаты и Европа ослабли. В этом мире, 'если предпринять какое-то действие, оно может вернуться бумерангом и нанести вред чему-то другому', говорит Асснер. Он добавляет, что 'война с террором' не является тем адекватным принципом, вокруг которого все могут сплотиться.
Некоторые восточноевропейские аналитики заявляют, что Россия не хочет ни на кого нападать, а также допускать возникновение враждебных отношений с Западом в духе 'холодной войны'. Наоборот, Москва намерена пользоваться западным богатством и технологиями.
'Россия смогла стать сильной благодаря тому, что нефть стоит 150 долларов за баррель, - говорит редактор международного отдела влиятельной польской газеты Gazeta Wyborcza Бартош Венглярчик (Bartosz Weglarczyk), - если цены на нефть упадут до 60 долларов за баррель, Россия утонет. [Русские] тратят на исследования и разработки меньше, чем Польша. Им нужны банковские счета на Западе, они хотят производить на свет миллионеров благодаря продажам сырья в Европу. Им не нужна большая война. Они хотят добиваться влияния и манипулировать другими'.
***
Моменты 'холодной войны'
1947: Трумэн обещает поддержку США любой стране, которой угрожает коммунизм.
1948: США и Великобритания организуют воздушный мост в Берлин, заблокированный Советским Союзом.
1950: Коммунистическая Северная Корея нападает на Южную Корею; США вступают в Корейскую войну.
1961: Коммунистическая Восточная Германия возводит Берлинскую стену, чтобы воспрепятствовать переходу людей на Запад.
1962: США обнаруживают советские ядерные ракеты на Кубе. Кеннеди вводит военно-морскую блокаду. После жестких переговоров кубинский ракетный кризис удается урегулировать.
1965: Война во Вьетнаме. Соединенные Штаты Америки вступают во вьетнамскую войну, дабы воспрепятствовать распространению власти коммунистов на Южный Вьетнам.
1979: СССР вторгается в Афганистан. Соединенные Штаты финансируют боевиков джихада, чтобы изгнать его оттуда. Советы выводят войска из Афганистана в 1988 году.
1989: Падение Берлинской стены.
1991: После неудавшегося путча бескомпромиссных коммунистов против Горбачева распадается Советский Союз.
Источники: 'War Since 1945', автор Джереми Блэк (Jeremy Black); CNN; 'The Cold War', автор Джон Льюис Гэддис (John Lewis Gaddis). Подготовлено Коринн Хронопулос (Corinne Chronopoulos).
* * * * * * * * * * *
Какие страны останутся после Третьей мировой войны? (Сообщество читателей ИноСМИ)
Антиолимпийские новости (Сообщество читателей ИноСМИ)
Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
_________________________________
Снова на дворе 1981-й, и русские снова 'плохие парни' ("Los Angeles Times", США)
Политика Путина - угроза миру? ("Daily Mail", Великобритания)
Россия: А чего еще мы ожидали? ("The New York Times", США)
Обманчивая аналогия с 'холодной войной' ("Le Monde", Франция)