Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин: в тени красного монарха

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В центре Гори - где в домах не осталось ни одного целого стекла, а улицы патрулируют российские Т-72 - стоит мраморный, непостижимым образом оставшийся без единой царапины, памятник самому знаменитому грузину в истории - Иосифу Сталину

В центре Гори - где в домах не осталось ни одного целого стекла, а улицы патрулируют российские Т-72 - стоит мраморный, непостижимым образом оставшийся без единой царапины, памятник самому знаменитому грузину в истории - Иосифу Сталину.

По мере того, как эта жестокая колониальная война перерастает в схватку великих держав за сферы влияния, Сталин - словно призрак Банко на пиру - незримо присутствует в залах кремлевских дворцов, горящих деревенских домах, кабинетах восточноевропейских столиц.

Сегодняшняя Москва тщательно счищает с этого фанатика-марксиста, сына грузина-сапожника любые следы Грузии и Маркса. Сейчас он - русский царь, источник вдохновения для авторитарных, националистических и имперских сил в новой капиталистической, прагматичной, самоуверенной России. В ходе нынешнего, и бог знает скольких еще будущих кризисов Сталин воплощает империю, престиж, победу.

В новом методическом пособии по истории, которым Владимир Путин облагодетельствовал российских учителей в прошлом году, Сталин представлен 'самым успешным из руководителей СССР' - этаким гибридом Петра Великого и Бисмарка. Сталин, восхищаются авторы книги, расширил пределы империи больше, чем кто-либо из Романовых, и превратил Россию в ядерную сверхдержаву. Что же касается совершенных им убийств, то это был необходимый, пусть и применявшийся не без эксцессов, инструмент внедрения дисциплины. Достаточно вспомнить: когда Аверелл Гарриман (Averell Harriman), занимавший в годы Второй мировой войны пост американского посла в Москве, поздравил его с взятием Берлина Красной Армией, Сталин парировал: 'Царь Александр до Парижа дошел'. За ужином на одной из своих абхазских дач на черноморском побережье, он вглядывался в карту на стене: 'Что ж, получилось у нас неплохо'.

Такая вот гигантская метаморфоза произошла с Иосифом Джугашвили, родившимся в Гори в 1878 г. Трудно даже описать, насколько Грузия чужда России. У этой страны есть своя многовековая история, - Грузия была самостоятельным царством, и ее правящая династия насчитывала тысячу лет - собственная литература и язык, отличный от русского не меньше, чем китайский от английского.

Во время одной из первых перепалок с президентом Грузии Михаилом Саакашвили Путин, - ныне занимающий пост премьер-министра, но по сути остающийся верховным правителем страны - говорят, саркастически заметил: 'Мы должны спасибо сказать, что вы дали нам Сталина?' Другими словами, в сегодняшнем странном образе Сталина все имперское, победное принадлежит России, а все плохое - Грузии. (Как ни странно, оба этих человека, презирающие друг друга, тоже непосредственно связаны с советским диктатором: дед Путина работал у него поваром, а дед и бабка Саакашвили - грузинские аристократы - прятали молодого Сталина от царской тайной полиции).

Какими бы обоснованными ни были претензии Москвы к Грузии (а некоторые из них обоснованы), каким бы небезупречным ни был послужной список Запада (а он и вправду небезупречен), как бы далека от идеала ни была политика Тбилиси (а она отличалась импульсивностью), факт остается фактом: Россия стремится демонтировать Грузию - демократическое государство, которое следует спасти не только ради него самого, но и потому, что в противном случае 'процесс домино' начнется по всему 'ближнему зарубежью'.

История никогда не повторяется точь в точь, но российский силовой гамбит на Кавказе, и вызов, который она бросает сложившемуся после 1991 г. порядку, не вызвали бы у Сталина ни малейшего непонимания. После второй мировой войны Сталин - после десятилетий революции, террора и войн - казалось достиг вершины славы; точно так же сегодняшняя путинская Россия после унижений девяностых выглядит возрожденной и сильной. У Сталина была Восточная Европа, у Путина есть нефтегазовая империя. Имеется у них и еще одна общая черта: сочетание уверенного бахвальства с клокочущей ненавистью к лицемерному 'святошеству' Запада.

Речь сейчас идет не только о сферах влияния: речь идет о господстве. Сталин как-то заметил: советская армия установит в Восточной Европе его политическую систему. Аналогичным образом, цель вторжения Москвы в Грузию - свержение демократии американского типа и замена ее российским вариантом авторитарно управляемого политического процесса. И тогда, и сейчас Кремль по сути выступает против всего, за что стоим мы.

Если мы возвращаемся к 'холодной войне', то самым подходящим прецедентом в нынешней ситуации следует считать Берлинский кризис. В 1948 г. в Берлине Сталин испытывал Запад на прочность - во многом так же, как сегодня это делает в Грузии Путин. И в Грузии перед Америкой стоит та же труднейшая задача, что и тогда - поддержать и укрепить уязвимое звено, отстоять определенный рубеж, не доводя дело до войны. Чтобы восстановить ситуацию в осажденной Грузии от Америки потребуется та же решимость, изобретательность и смелость, что и при организации берлинского 'воздушного моста'.

Сталин в буквальном смысле разработал 'инструкцию' по имперско-колониальному контролю на Кавказе: статью 'Марксизм и национальный вопрос', которую он написал в 1912 г. по заказу Ленина. В этой работе Ленин и его грузин-подручный предложили национальным меньшинствам царской империи эрзац-независимость - которую, конечно, никто не собирался им позволить реализовать на деле. Структура СССР разрабатывалась, чтобы обеспечить его управление Москвой, а не раздел на независимые республики. Однако именно последнее произошло в 1991 г. - и Кремль с этим так и не смирился.

'Папа раньше был грузином', - сказал как-то сын Сталина Василий. На самом деле диктатор так и не стал по-настоящему русским: в культурном плане он сохранил 'грузинскость'. Тем не мене он был приверженцем имперской миссии русского народа. Структуру СССР он планировал с учетом своих знаний о межэтнических распрях Кавказа, создавая республики внутри республик (среди них были и Осетия с Абхазией) в качестве 'троянских коней' России, и эта система пережила даже сам сталинский грандиозный проект.

С 1991 г. я часто бываю на Кавказе, я встречался со всеми тремя грузинскими президентами, постоянно анализирую давнюю игру по подрыву стабильности в Грузии и завоеванию контроля над ней, которую Россия ведет сталинскими методами. Та линия, что она проводила в последние годы - провоцируя мятежников в Южной Осетии на стычки с грузинами и раздавая е гражданам российские паспорта - представляла собой классическую ловушку. В том, что касается колониальных манипуляций и успешного восстановления сверхдержавного статуса России Путин - истинный наследник Сталина.

Сталин был не меньшим мастером аннексий, оправдывавшихся необходимостью защиты этнических русских - достаточно вспомнить о событиях в Восточной Польше, Бессарабии и Прибалтике в 1939 г. Сегодняшняя риторика о защите российских граждан отчасти справедлива, а отчасти - типичный образец сталинской манипуляции фактами: в конце концов, некоторые южные осетины получили российское гражданство лишь несколько недель назад. С другой стороны население Украины действительно наполовину состоит из русских. И мало кто сегодня в Киеве способен спать спокойно.

Многие знают, что Сталин учился в семинарии, но куда менее известно другое - он был грузинским патриотом, публиковал посвященные родине романтические стихи. (А вот еще один интересный факт: враги Сталина пренебрежительно называли его осетином. На самом деле предки его отца действительно были осетинами, но семья давно уже ассимилировалась). Однако, как он убедился, марксистский интернационализм с грузинским патриотизмом сочетать невозможно. В 1904 г. высшее руководство большевистской партии обвинило Сталина в оппортунизме, и ему пришлось унизительно открещиваться от грузинского национализма. Вынужденный уехать из Грузии (он руководил кровавыми ограблениями банков) Сталин стал называть ее 'местническим болотом'. В 1921 г. он организовал вторжение Красной Армии и аннексию Грузии. Возможно, он из гроба мстит этой стране и сегодня.

Когда Сталин умер, грузины его оплакивали. После разоблачения 'культа личности' Хрущевым в 1956 г. по республике прокатились волнения. Сегодня, однако, Грузия поддерживает демократию западного типа, а реабилитацию Сталина в России нагляднее всего иллюстрируют танки, стоящие на страже вокруг беломраморного храма, возведенного в Гори над скромной хижиной, где родился Иосиф Джугашвили. Именно это имел в виду Владимир Путин, назвав в 2005 г. распад СССР 'величайшей геополитической катастрофой' 20 века. Именно это имел в виду поэт Евгений Евтушенко, когда писал такие сроки: 'удвоить, утроить у этой плиты караул/ чтоб Сталин не встал/ и со Сталиным - прошлое'. Боюсь только, удваивать караул уже поздно.

Саймон Сибэг Монтефиоре - автор книги 'Сталин: молодые годы' ('Young Stalin'). Скоро выйдет в свет его роман 'Сашенька' ('Sashenka')

* * * * * * *

YouTube затирает следы грузинской агрессии (Сообщество читателей ИноСМИ)

Россия наносит ядерный удар по припятским болотам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Какие страны останутся после Третьей мировой войны? (Сообщество читателей ИноСМИ)

Антиолимпийские новости (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)

____________________________________________________

Ричард Холбрук: Если Саакашвили выживет, Путин проиграет ("The Washington Post", США)

Чарльз Краутхаммер: Как остановить Путина ("The Washington Post", США)

Ричард Бистон: Россия в своем самодовольстве движется к падению ("The Times", Великобритания)

Макс Бут: Противостоять России ("Los Angeles Times", США)

Владимир Бонапарт ("The Wall Street Journal", США)

Как Запад может дать отпор России ("The Wall Street Journal", США)

Сойдет ли это с рук России? ("The New York Times", США)

Роберт Каган: Путин делает свой ход ("The Washington Post", США)

Запад больше не может безучастно наблюдать за бесчинствами бандита-России ("The Guardian", Великобритания)