Возможно, что Южная Осетия и принадлежит Грузии так же, как Косово - Сербии. Однако ни осетины, ни косовары не хотят дольше жить как часть той страны, в состав которой они формально входят. С момента провозглашенных в 1917 году '14 пунктов' президента Вильсона это нежелание зовется правом на самоопределение, и будет интересно посмотреть, видит ли Запад эту параллель, и проявит ли он соответствующую сдержанность.
В любом случае целостность Сербии не может быть менее ценной, чем целостность Грузии. Однако, абстрагируясь от правоты и несправедливости, об удивительной недальновидности грузинского президента свидетельствует уже вера в то, что в тени Олимпийских игр можно подставить великую державу. России вообще не оставалась ничего иного, как продемонстрировать, что тот, кто находится под ее защитой, может и рассчитывать на эту защиту. В противном случае она бы просто потеряла статус великой державы.
И здесь было еще кое-что: если бы Ангела Меркель своим политическим влиянием не оказала бы тормозящее воздействие, то Грузия сегодня чего доброго, как того хотели американцы, стала бы членом НАТО или, по меньшей мере, находилась бы на пороге членства, так сказать, была бы кандидатом с гарантиями безопасности.
Среди нас есть некоторые политики, которые все еще думают о России в категориях 'холодной войны': чем меньше влияния имеет эта страна, тем лучше для всех нас. Но если то, что происходит в Литве, Польше и Украине исторически можно понять, в Германии или во Франции являет собой один лишь антисоветский рефлекс. С того времени, как на место экспансивно-коммунистической мировой державы вновь пришла великая держава Россия с историческими корнями от Петра Великого до Николая Второго, мы больше не должны рассматривать происходящие на границах России конфликты как противостояние между Востоком и Западом. Любая великая держава будет защищать свои - истинные или мнимые - интересы внутри страны и на границах. Это узнали на своем опыте неправительственные организации и правозащитники на Олимпийских играх в Китае, это демонстрируют по всему миру, а в последний раз противоракетным щитом в Польше, Соединенные Штаты, и даже не такая уж и великая Франция - в Африке или создавая Средиземноморский союз. Это относится также и к России с того момента, как Ленин, Сталин и Хрущев ушли в историю. Пруссия и Германия благодаря этому часто оказывались в выигрыше - в 1763, 1813 и 1866 гг. Еще Бисмарк благоразумно заметил, что русских просто нельзя победить: 'Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских, исповедующих греческое православие. Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути'.
Для Эстонии с ее мудрой политикой по отношению к национальным меньшинствам это теперь уже история, для Украины, Белоруссии или Казахстана - это все еще 'горячая' действительность, так как Россия окончательно не отказалась ни от Крыма, ни от Минска. Поэтому хорошо, что Грузия не входит в НАТО и не может в этой авантюре опираться на немецких, французских солдат или солдат из других стран НАТО.
Только тогда, когда эти страны урегулируют с Россией свои исторические проблемы и все вместе из плохо переносимого отделения сольются в новое историческое единство, они действительно будут способны защищаться.
* * * * * * * * * *
Стройматериал для великой империи (Сообщество читателей ИноСМИ)
Россия наносит ядерный удар по припятским болотам (Сообщество читателей ИноСМИ)
Какие страны останутся после Третьей мировой войны? (Сообщество читателей ИноСМИ)
Антиолимпийские новости (Сообщество читателей ИноСМИ)
Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)
Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)
_____________________________________________
Война с Грузией - определяющий момент для Медведева ("The Guardian", Великобритания)
Путин: в тени красного монарха ("The New York Times", США)
У США и Европы нет рычагов давления на режим Путина ("The Washington Post", США)