Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Главным оружием солдата должна быть правда. Почему?

Как же Западу следует реагировать на возвращение державного национализма?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг Гергиев посетил Южную Осетию, регион, расположенный на границе Грузии и России (семья Гергиева родом оттуда), и дал концерт в главном южноосетинском городе Цхинвали, много страдавшем от войн и почти полностью разрушенном за две недели боевых действий. Целью гастролей была поддержка размещенных в регионе солдат российской армии, а также большинства жителей Южной Осетии, которые желают отделиться от Грузии и...

В понедельник в Эдинбурге должны начаться гастроли Мариинского театра и великого маэстро из России Валерия Гергиева. На сцене Festival Theatre будет дано три представления, однако гастроли эти наверняка вызовут намного больше споров, чем казалось три недели назад.

В четверг Гергиев посетил Южную Осетию, регион, расположенный на границе Грузии и России (семья Гергиева родом оттуда), и дал концерт в главном южноосетинском городе Цхинвали, много страдавшем от войн и почти полностью разрушенном за две недели боевых действий. Целью гастролей была поддержка размещенных в регионе солдат российской армии, а также большинства жителей Южной Осетии, которые желают отделиться от Грузии и восстановить тесные связи с Москвой. Гергиев объявил, что, с его точки зрения, только благодаря российскому вмешательству удалось избежать больших жертв и тяжелых случаев нарушения прав человека.

Вряд ли подобные речи покажутся приятными западным слушателям. Правительства стран Запада всецело поддерживают Грузию в ее борьбе с российским военным присутствием на ее земле. А речи Гергиева звучат как боевая тревога, возвещающая о повторном пришествии в наш, как мы надеялись, обновленный мир весьма, весьма старомодного державного национализма, который зачастую ассоциируется с военной силой и принуждением.

На этой неделе (бывают же совпадения) отмечается сорокалетняя годовщина ввода российских танков в Чехословакию. Тогда же, в августе 1968 года, великий виолончелист Мстислав Ростропович давал большой концерт российской и чешской музыки в рамках мероприятия BBC Proms в Лондоне.

Несмотря на удивительное совпадение, разница есть, и большая. В 1968 году, при всей своей военной мощи, советская коммунистическая система была при смерти. Советская молодежь поворачивалась тогда лицом к Западу, многие представители творческих профессий открыто бунтовали против существующего порядка. Между тем, нынешний российский национализм пышет энергией молодости и подпитывается как огромным минерально-сырьевым богатством страны, так и ее стремлением взять реванш за унизительный опыт последних восемнадцати лет. Те же самые люди, которые пару десятилетий назад были бы активнейшими диссидентами, теперь безоговорочно поддерживают свое правительство. А если вам нужен аналогичный пример, просто включите телевизор и обратите внимание на некую страну, монополизировавшую эфирное время. Китайская молодежь при всем своем либерализме и всей своей вестернизированности придерживается резко националистических взглядов и готова поддержать любые действия, направленные на сохранение территориальной целостности своей страны, - будь то связано с Тибетом или с чем-либо еще.

Встает вопрос: как же Западу следует реагировать на возвращение державного национализма? Ведь ясно, что для нашего общества немыслим возврат к безоговорочному патриотизму и к примату правомерности действий наших вооруженных сил. В этом году на Эдинбургском фестивале будет великое множество представлений, посвященных отношениям наших военных с обычными семьями, жизнь которых оказалась затронута боевыми действиями. На сцене Underbelly молодая творческая группа из Ньюкасла выступит с постановкой 'Родина', в полной мере раскрывающей тему матерей и жен простых британских солдат, что сражались, а иногда и умирали в Ираке и Афганистане. На площадке Assembly Rooms семнадцать великолепных молодых актеров из Темпльского университета штата Пенсильвания своей постановкой 'В конфликте' призывают правительство США к ответу за свое отношение к мужчинам и женщинам, несшим воинскую службу в Ираке. Наконец, Traverse представляет блистательную постановку 'Глубокий порез' от уэльской компании Sherman Cymru, в которой говорится о правде, справедливости и судьбе четверых молодых призывников, погибших при неизвестных обстоятельствах в лагере боевой подготовки под названием Deepcut (в названии постановки обыгрывается буквальный смысл названия лагеря - прим. пер.).

В Великобритании, в США и во всех странах Запада идет борьба за то, чтобы сделать вооруженные силы ответственными и привести их в соответствие высоким идеалам демократии, которые они призваны защищать. С другой стороны, по обе стороны Атлантики раздается немало голосов и в пользу того, что наша культура открытого диалога относительно поведения наших войск ослабляет нашу же способность противостоять народам, все еще сохраняющим культуру безоговорочного патриотизма. Утверждается, что, научившись выступать с критикой собственных институтов, мы 'связали руки' своим же армиям и развеяли висевшую перед их глазами пелену слепого патриотизма - а лучше бы она висела перед их глазами и дальше, позволяя им действовать без оглядки на моральную сторону совершаемых действий.

Однако не будем увлекаться идеей того, чтобы предоставить армию самой себе и не подвергать военных ни этической, ни юридической оценке, а лучше посмотрим в глаза простым людям, тем же Десу и Дорин Джеймсам (Des James, Dorin James), живым людям, послужившим прототипами для персонажей 'Глубокого пореза'. Посмотрим на них и зададимся вопросом: как же сильно вредит общество само себе, если оно отказывает своим гражданам в элементарной справедливости и не дает им жить по правде. Советская система начала ослабевать в шестидесятых годах именно потому, что за ростом военной мощи скрывалось ощущение собственной моральной неправоты, собственной дикости, собственной неподотчетности. Если новая Россия Владимира Путина и Дмитрия Медведева пойдет тем же путем, рано или поздно и ее мощь ослабеет, станет ломкой и хрупкой.

Что же касается нас, то мы не можем надеяться на возвращение к прежним мифам о безукоризненной британской (или американской) добродетели, на которых выросли многие из нас, представителей послевоенного поколения. Наше общество может быть крепким и достойно защищать общечеловеческие ценности лишь в том случае, если мы откроем для себя новый источник силы: не собрание мифов и полуправдивых историй, а способность видеть себя со стороны во всей целости и полноте, понимание того, что свобода и демократия даются лишь ценой непрерывной борьбы за достижение этих ценностей и за то, чтобы пользоваться ими могли те, кому они нужны больше всего, то есть простые, обычные граждане.

* * * * * * * * * *

Стройматериал для великой империи (Сообщество читателей ИноСМИ)

Россия наносит ядерный удар по припятским болотам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Какие страны останутся после Третьей мировой войны? (Сообщество читателей ИноСМИ)

Антиолимпийские новости (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Саакашвили ест свой галстук (BBC World News, Великобритания)

_____________________________________________

Патетические симфонии ("The Times", Великобритания)

Следует ли осуждать Гергиева за концерт в Южной Осетии? ("The Times", Великобритания)

Вторжение Кремля в свободолюбивую Грузию до боли напоминает чехословацкие события сорокалетней давности. . . ("Daily Mail", Великобритания)