Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Давайте пересмотрим наши отношения с Россией

Тех, кто считает, что прекращение евроатлантической интеграции позволит быстро улучшить наши отношения с Россией, может ожидать неприятный сюрприз.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока оседает пыль короткого и горького конфликта между Россией и Грузией, очень важно, чтобы политические лидеры Запада попытались понять его истоки, придерживаясь при этом как можно более здравомыслящего и беспристрастного подхода. Иначе невозможно будет извлечь уроки из этого кризиса. Без этого политические ошибки, которые могут за этим кризисом последовать, могут увеличить опасность...

Пока оседает пыль короткого и горького конфликта между Россией и Грузией, очень важно, чтобы политические лидеры Запада попытались понять его истоки, придерживаясь при этом как можно более здравомыслящего и беспристрастного подхода. Иначе невозможно будет извлечь уроки из этого кризиса. Без этого политические ошибки, которые могут за этим кризисом последовать, могут увеличить опасность возникновения еще более серьезных конфликтов - подобного развития ситуации все мы должны попытаться избежать.

Сейчас мы можем с уверенностью утверждать, что вначале это не было конфликтом, связанным исключительно с Южной Осетией, какие бы аргументы не выдвигали сами стороны. Этот конфликт, безусловно, походил на другие, имевшие место в посткоммунистической Европе, где национальное соперничество за одну и ту же территорию уже могло привести к насилию и раздроблению. Мы смогли разработать надлежащие подходы к урегулированию конфликтов этого типа в контексте расширения Европейского Союза. Но мы не смогли этого сделать для тех зон Европы, где перспектива интеграции не так близка. Именно здесь необходимо усилить европейскую дипломатию.

Важным является то, как этот конфликт выявляет представление России о своем месте в современном мире и методы, с помощью которых она собирается взаимодействовать с другими членами международного сообщества. В этом заключен главный внешнеполитический вызов. Когда Владимир Путин называет крах Советского Союза "крупнейшей геополитической катастрофой" прошлого века, он выступает не только от имени узкой касты политиков и руководителей органов безопасности, находящихся на вершине власти российского государства. Развал страны, имевший место в 1990-е годы, породил глубокое чувство национального унижения, а также стал настоящим экономическим бедствием для многих русских. Не удивительно, что сегодня они надеются на возрождение национального престижа вкупе с быстро достигнутым экономическим благосостоянием.

Европа и Соединенные Штаты должны были работать в направлении воплощения в жизнь этих надежд в рамках легитимных границ. Мы не можем принять часто выдвигаемый в российских кругах контраргумент, что упадок России возник в результате умысла Запада подорвать ее позиции, и что в качестве компенсации сегодня следует полностью пересмотреть соглашения, принятые после 'холодной войны'. Именно подобные умонастроения и стали настоящей причиной конфликта в Грузии.

К сожалению, создается впечатление, что некоторые на Западе склонны разделять это точку зрения. Они считают, что процесс евроатлантической интеграции достоин критики, потому что посягнул на законные интересы России, и тем самым вызвал ее ответную реакцию. И хотя никто не предлагает давать задний ход, раздается множество голосов, предлагающих остановить этот процесс и заморозить восточные границы НАТО и ЕС. Мы должны ясно понимать. Это - Европа Венского конгресса 1915 года и Ялтинской конференции 1945 года. Это - Европа держав и сфер влияния, вершащих судьбы маленьких наций одним росчерком пера. Это - Европа, которая, как мы думали, осталась в прошлом.

Расширение НАТО и Европейского Союза не было результатом какого-либо имперского заговора, составленного в Вашингтоне и Брюсселе. Оно в первую очередь обусловлено желанием новых независимых демократических стран зафиксировать свои реформаторские усилия в международных институтах, основанных на демократических ценностях. Стремление принять в свои ряды европейские нации, остающиеся вне этих институтов, обусловлено теми же мотивами. Если мы захлопнем дверь перед ними, мы не только нарушим принцип права наций на самоопределение, являющийся краеугольным камнем новой Европы, но также создадим у себя на пороге зону геополитической неопределенности, может даже нестабильности.

Безусловно, необходимо избегать ненужной напряженности в отношениях с Россией. Но мы также должны следить за тем, чтобы стратегии, целью которых является урегулирование разногласий и предотвращение конфликтов, не были восприняты как признаки слабости, в частности в то время, когда триумфалистские интерпретации конфликта в Грузии могут подпитывать националистские иллюзии. Подобные неверно истолкованные сигналы могут вызвать агрессивную ответную реакцию, основанную на избыточной самоуверенности и ложном представлении, что нельзя упускать предоставляющиеся возможности. Тех, кто считает, что прекращение евроатлантической интеграции позволит быстро улучшить наши отношения с Россией, может ожидать неприятный сюрприз.

Вместо этого европейским и американским руководителям следует разработать стратегические рамки отношений с Россией, которые отвечали бы легитимным интересам последней, и не компрометировали ценности, лежащие в основе евроатлантического сообщества. Евросоюз должен найти правильное равновесие между попытками выстроить новое стратегическое партнерство с Россией и усилиям по интеграции стран Восточной Европы, которые все еще желают вступить в ЕС - всем этим усилиям необходимо предоставить одинаковый приоритет. Какими незначительными кажутся сегодня наши недавние споры по таким вопросам институционального устройства, как вес голосов и количество еврокомисаров! Пора нам более серьезно отнестись к нашим стратегическим обязанностям.

Нашим приоритетом должна стать, безусловно, безопасность. Нам следует в духе конструктивности и открытости рассмотреть предложение президента Медведева об улучшении архитектуры европейской безопасности, признавая за Россией ее особый вклад в наши будущие мир и стабильность. Но мы должны также дать понять, что эти дискуссии будут проходить параллельно с расширением НАТО, и ни в коем случае не заменят их.

Продолжать препятствовать интеграции Украины и Грузии, значит посылать совершенно ложный сигнал: это равнозначно молчаливому признанию раздела Европы на сферы влияния. Мы не можем потворствовать представлению о том, что Россия обладает статусом господства, который позволит ей покушаться на суверенные права ее соседей. Такова была главная цель российского конфликта с Грузией, и мы должны решительно ее отвергнуть, применив принцип европейской политики - сколь бы неуместным для наших отношений это ни показалось в краткосрочной перспективе.

Построение единой и демократической Европы - один из тех трудных вопросов, что мы излишне долго избегали. Мы всегда развивали мысль о том, что распространение преимуществ свободы на максимально возможное число стран - лучший способ избежать возврата к трагическому прошлому Европы. Пора вновь доказать нашу веру в эту идею.

Александр Квасьневский - президент Польши с 1995 по 2005 гг.

* * * * * * *

Стройматериал для великой империи (Сообщество читателей ИноСМИ)

YouTube затирает следы грузинской агрессии (Сообщество читателей ИноСМИ)

Россия наносит ядерный удар по припятским болотам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Усы для красоты или галстук для еды? (ИноСМИ, Россия)

_____________________________________

Как дальше с Россией? ("Berliner Zeitung", Германия)

http://www.inosmi.ru/stories/06/06/13/3482/243572.html

У Европы - российская проблема ("Le Figaro", Франция)

Следующие меры в связи с событиями в Грузии ("The Washington Post", США)