Sunday, August 24, 2008; A17
В ходе нынешнего конфликта России с Грузией американские официальные круги часто характеризуют последнюю как демократическое государство, а в свое время президент Буш назвал эту бывшую советскую республику 'маяком свободы'. На прошлой неделе, выступая в организации "Ветераны зарубежных войн США" (Veterans of Foreign Wars), президент заявил: 'Грузия стоит за свободу во всем мире - и мир теперь должен стоять за свободу в Грузии'.
Однако история грузинской демократии куда сложнее, чем можно предположить, исходя из риторики нашей администрации, и некоторые эксперты полагают, что политика США способствует подрыву демократических тенденций в этой стране.
После того, как в 2003 г. грузинская "революция роз" привела к власти президента Михаила Саакашвили и его команду, администрация Буша сократила финансирование общественных организаций гражданского общества в этой стране, направив все ресурсы на укрепление центральных органов власти - и это в тот период, когда подобные организации ослаблялись оттоком руководящих функционеров в государственные структуры. Усилия в рамках отдельной программы помощи, призванной способствовать формированию профессиональных кадров госслужащих, также были сорваны из-за возражений грузинских властей.
В результате, как отмечают эксперты и специалисты по вопросам оказания помощи зарубежным странам, после свержения в 2003 г. Эдуарда Шеварднадзе центральные власти в Грузии усилились, а иные государственные и неправительственные институты ослабли, в результате чего возможности для выражения народного недовольства сократились. В ноябре прошлого года власти, по данным правозащитной организации Human Rights Watch, избыточно применили силу для разгона в основном мирных демонстраций в столице страны Тбилиси, и Саакашвили ненадолго ввел в Грузии чрезвычайное положение.
В прошлом месяце грузинские власти предприняли дальнейшие попытки ограничить помощь неправительственным организациям, прямо заявив иностранным спонсорам, что в дальнейшем их техническая поддержка 'будет осуществляться в соответствии с прямыми запросами правительства'. Согласно материалам, распространявшимся на брифинге в правительстве 7 июля, - их предоставил один из его участников - будущие проекты должны быть связаны прежде всего с развитием инфраструктуры, например, дорожной сети и коммунальных систем. Согласно этому же документу, власти Грузии выражают 'негативное отношение' к проектам, 'рано или поздно приобретающим собственную политическую динамику, превращающимся в обузу для правительства и/или вносящим путаницу в политический процесс'.
'Грузия - полудемократическое государство. Мы поменяли одну полудемократическую систему на другую. Необходимо понимать: случившееся - это появление еще одного однопартийного государства', - отмечает Линкольн Митчелл (Lincoln Mitchell), работавший в Грузии по линии Национального демократического института (National Democratic Institute) в 2002-2004 гг., и написавший книгу (скоро она выйдет в свет) под названием 'Сомнительная демократия: внешняя политика США и грузинская 'революция роз'' ("Uncertain Democracy: U.S. Foreign Policy and Georgia's Rose Revolution").
При Шеварднадзе, объясняет Митчелл, в стране существовала свобода собраний и печати, а государство было слишком слабым, чтобы подвергать гонениям инакомыслящих. Однако госаппарат был насквозь коррумпирован, а выборы организовывались из рук вон плохо. При Саакашвили центральные органы власти укрепились, а уровень коррупции в госструктурах сократился, но свобода печати сильно ограничена, а организаций гражданского общества стало меньше. Парламент, добавляет Митчелл, был ослаблен поправками, внесенными в конституцию по требованию Саакашвили, в результате чего законодательной власти стало труднее обуздывать исполнительную.
'Преувеличивая уровень демократии в Грузии, мы подрываем ее развитие, - утверждает Митчелл; сейчас он преподает в Колумбийском университете. - Если мы преждевременно заявляем о победе, а, на мой взгляд, именно так поступила администрация Буша, в этом нет ничего хорошего ни для демократии в целом, ни для Грузии в частности'.
Том Малиновски (Tom Malinowski), заместитель директора вашингтонского отделения Human Rights Watch по проблемам общественных организаций, согласен: 'Если соотнести реальную ситуацию с тем, как преподносит себя Грузия, и как ее изображают в Соединенных Штатах, то демократия в этой стране отнюдь не идеальна'. Однако, по его мнению, если сравнить Грузию с соседними государствами - Арменией, Азербайджаном и другими бывшими советскими республиками в регионе, 'положение в этой стране гораздо лучше'.
Помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза (Matthew Bryza), отвечая на прошлой неделе на настойчивые вопросы иностранных журналистов о характере демократии в Грузии, признал: стране 'еще очень далеко до завершения процесса демократической эволюции. По ряду направлений ей еще предстоит пройти длинный путь. . . . И мы полны решимости помочь Грузии еще больше углубить развитие демократии'.
Тем не менее, специалисты по оказанию помощи зарубежным странам отмечают, что работать в Грузии им зачастую очень трудно: инициативы блокируются 'чехардой' министров и чиновников, которых Саакашвили часто меняет. Хотя в заслугу президенту можно поставить решительную борьбу с коррупцией и умение привлекать инвестиции, реального улучшения ситуации, по словам бывших и действующих сотрудников организаций по оказанию помощи, добиться бывает непросто.
'Я ехал в Грузию с огромным интересом. Я думал: у этой страны есть многообещающие перспективы, - рассказывает Джейми Фактор (Jamie Factor), 15 лет занимавшийся реализацией международных программ помощи демократическим реформам в странах, переживающих переходный период; в Грузии он работал в 2006-2007 гг. - Но меня постигло полное разочарование в плане возможности реально чего-то добиться'.
Из общей суммы в 67 миллионов долларов, которую администрация Буша запросила на помощь Грузии в 2009 финансовом году, на военную помощь предлагается выделить больше (15,2 миллиона), чем на программы по поддержке демократии (14,8 миллионов). До того, как в начале этого месяца разразился конфликт с Россией, грузинский контингент в составе возглавляемых США коалиционных сил в Ираке был третьим по величине.
'Грузия добилась гигантского продвижения в административной реформе, но для подлинной консолидации своих демократических достижений ей следует повысить эффективность ключевых институтов, укрепить политический плюрализм и усилить участие общественности в политическом процессе', - отмечалось в документе Госдепартамента, представленном в Конгресс для обоснования этих бюджетных ассигнований.
Сотрудники Агентства международного развития США утверждают, что грузинские власти не требовали от Соединенных Штатов сократить финансирование организаций гражданского общества: после 'революции роз' их ведомство само 'пересмотрело' его структуру, поскольку теперь оно могло взаимодействовать непосредственно с правительством этой страны. Один из этих чиновников, согласившийся на условиях анонимности ответить на вопросы о конкретных программах, отметил, что усилия по подготовке профессиональных кадров для госаппарата потерпели неудачу. 'Агентство может участвовать в подобных всеобъемлющих реформах только в том случае, если страна-реципиент этого хочет и поддерживает эти инициативы', - пояснил он.
* * * * * * *
Стройматериал для великой империи (Сообщество читателей ИноСМИ)
YouTube затирает следы грузинской агрессии (Сообщество читателей ИноСМИ)
Россия наносит ядерный удар по припятским болотам (Сообщество читателей ИноСМИ)
Усы для красоты или галстук для еды? (ИноСМИ, Россия)
______________________________
Упрек Западу за его роль в грузинских делах ("The Financial Times", Великобритания)
В поисках грузинской культуры демократии ("The Moscow Times", Россия)
Саакашвили - не демократ ("Spiegel", Германия)