Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Воинственные угрозы

Россия и НАТО как лунатики идут навстречу конфронтации, которая не нужна ни той, ни другой стороне, и которую они не планировали

Воинственные угрозы picture
Воинственные угрозы picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что-то рухнуло, когда грузинская артиллерия 7 августа открыла массированный артиллерийский огонь по Цхинвали (начальник штаба артиллерийской бригады полковник Арсен Цухишвили с гордостью заявил, что 300 его артиллерийских стволов ударили по противнику одновременно). Нарушен был не только строй российских танков, по которым целилась грузинская артиллерия. Рухнуло сложившееся за 16 лет после распада Советского Союза общее мнение о том, что Россия...

Что-то рухнуло, когда грузинская артиллерия 7 августа открыла массированный артиллерийский огонь по Цхинвали (начальник штаба артиллерийской бригады полковник Арсен Цухишвили с гордостью заявил, что 300 его артиллерийских стволов ударили по противнику одновременно). Нарушен был не только строй российских танков, по которым целилась грузинская артиллерия. Рухнуло сложившееся за 16 лет после распада Советского Союза общее мнение касательно возможностей России влиять на тот курс, который проводят ее соседи. Запад хладнокровно и молчаливо рассчитывал на то, что чем быстрее мы продвигаемся в восточном направлении со своим пакетом политических, нефтяных и военных проектов, тем меньше сможет сопротивляться Россия. Сохранялось мнение о том, что даже возрождающаяся в экономическом отношении Россия все равно слишком слаба, слишком бедна или просто слишком обветшала, чтобы остановить это движение.

То заявление, которое сделал вчера Дэвид Милибэнд (David Miliband), сказавший, что у НАТО нет сфер влияния, и что продвижение военного альянса в восточном направлении это просто волеизъявление отдельных демократий, реализующих свой новообретенный суверенитет, поражает своим лицемерием. В мае представители подкомитета Парламентской ассамблеи НАТО (это орган, который объединяет депутатов парламентов стран-членов НАТО и их партнеров) посетили Румынию и Болгарию - два из шести черноморских государств, недавно вступивших в альянс. Обсуждавшиеся во время визита вопросы были далеки от повестки НАТО - речь шла об энергетике и экологической безопасности.

Визитеры услышали, какое важное стратегическое положение занимают Румыния и Болгария, находящиеся между крупнейшим потребителем энергии Европой и нефтедобывающими странами. Речь зашла и о двух конкурирующих нефте- и газопроводах - о трубопроводе Nabucco, за строительство которого выступает ЕС, и о 'Южном потоке', идею прокладки которого поддерживает Россия. Разговор о нефти и газе плавно перешел на тему той военной роли, которую может играть НАТО в обеспечении поставок. В пункте 28 коммюнике по результатам этого визита говорится: 'НАТО обычно не занималась вопросами обеспечения энергетической безопасности : Тем не менее, она может играть более активную роль в защите энергетической инфраструктуры и потоков нефти и газа в открытом море : НАТО может также обеспечивать безопасность инфраструктуры в странах, добывающих энергоресурсы, если им грозят беспорядки'.

НАТО вчера опровергла российские утверждения о том, что военно-морские учения в западной части Черного моря имеют отношение к кризису на его восточном берегу. Но визит натовских парламентариев, состоявшийся до начала грузинского кризиса, говорит об обратном. Если это не 'сфера влияния', планируемая и создаваемая членами НАТО вдоль самой уязвимой границы России на юге Кавказа и проходящая по самому уязвимому морю России, то что это?

'Холодная война' была ядерным противостоянием между двумя военными сверхдержавами с разными экономическими системами и враждебными по отношению друг к другу идеологическими убеждениями. В том новом периоде, в который мы, возможно, вступаем, отсутствует большое количество ингредиентов 'холодной войны'.

Россия в военном отношении слабее Советского Союза, и ее влияние не носит глобального характера. Она может продавать оружие Сирии и Ирану, но уже не в состоянии разжечь пламя революции в Анголе или на Кубе. Россия капиталистическая страна, и совсем этого не стыдится. Но сегодня она также испытывает острую аллергию в отношении Запада и имеет все возможности для формирования собственных альянсов. Это со всей очевидностью проявилось в среду, когда российский президент Дмитрий Медведев отправился в восточном направлении - в Таджикистан, где состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества. Эта организация включает в свой состав Россию, Китай и четыре бывшие советские республики.

Совершенно понятно, как можно обуздать злые силы, выпущенные на свободу 7 августа. Надо прекратить перестановку мебели на уязвимых и чувствительных южных рубежах России. Надо остановить милитаризацию Черного моря. Надо прекратить делать вид, что этот конфликт имеет высокие и благородные цели, что это простая и ясная борьба между авторитаризмом и западной либеральной демократией. Постсоветская карта с ее богатым этническим составом намного сложнее. Локальные конфликты должны оставаться локальными. Но если судить по сегодняшней обстановке, то делается все, чтобы расширить их масштабы и превратить в региональные. В результате этого Россия и НАТО как лунатики идут навстречу конфронтации, которая не нужна ни той, ни другой стороне, и которую они не планировали.

************

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)

Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")

Черноморский кулак НАТО (Сообщество читателей ИноСМИ)

III Мировая война, судьба России и Грузии. Сбудутся ли пророчества Ванги? (Опрос на сообществе читателей ИноСМИ)

__________________________

Посмотрим на Россию другими глазами ("Le Figaro", Франция)

Эдриан Гамильтон: Нам нужен новый подход к старой глобальной политике ("The Independent", Великобритания)

Как дальше с Россией? ("Berliner Zeitung", Германия)