'Коронация' Лафонтена произошла в ходе съезда земельного отделения СДПГ в сааарском Нойнкирхене. Из 132 делегатов 122 отдали свои голоса за по-прежнему популярного в этой земле политика. Заручившись 92,4% голосами поддержки, Лафонтен тут же заявил о желании бороться за пост премьер-министра в своей бывшей вотчине. 'Если избиратель даст нам соответствующий наказ, то я буду снова формировать правительство', - пообещал Лафонтен, который уже был главой этой земли целых 13 лет: с 1985-го по 1998 год.
В понедельник получил письмо от читателя. Он разыскал в связи с кавказскими событиями мою январскую статью 'Опасное косовоглазие' и шутливо обвинил меня в том, что этот конфликт я накаркал.
В письме была из статьи и такая цитата:
'...Непризнанных государств вокруг нас не меньше, чем непризнанных гениев. И каждое из них - жуткая проблема, как минимум, для двух вполне состоявшихся стран. Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия - это только те, что каждый день на слуху. А ведь сигнал из Приштины вызовет необыкновенное возбуждение у курдов, давно сражающихся за свой независимый Курдистан, на Тайване, полвека живущем без Китая, в Республике Сербской, входящей в Боснию-Герцеговину, в украинском Крыму.
Страшно подумать, какие крыши может снести ветер из Косово!'
На следующий день стало ясно, что я все же ошибся. Косовский ветер превратился в ураган и снес не только крыши, но вмиг сдул железную пыль с сундуков 'холодной войны'. Во вторник днем российский президент Дмитрий Медведев, вслед за собственным парламентом, признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Такого афронта международному сообществу Россия (СССР) не устраивала с хрущевских времен.
Мне уже не раз приходилось писать, что в большой политике не обойтись без большого свинства. Впрочем, на то и существует дипломатия, чтоб выдавать это свинство за искусство возможного. Но, видать, в августе в России рубить можно только с плеча. Такой уж дрянной месяц. И Медведев, хоть и рафинированный юрист, врубил как-то уж очень по-хрущевски, будто это он вырос в горняцком поселке и плясал гопака Сталину. Ботинком, правда, по трибуне лупить не стал. Сказалась все же питерская сдержанность.
Прояви он ее и в своих решениях, то исключительно угрозой признания мятежных провинций президент РФ добился бы от Запада практически любых разумных уступок.
Теперь угрожать нечем. Из бесценных козырей Абхазия и Южная Осетия превращаются для России в зудящую обузу. Мало того, что их придется кормить, поить, обустраивать за московские деньги (это и раньше, в общем-то, делалось, и чиновники обеих сторон не страдали в этом деле скромностью), так теперь понадобится еще и ходить за ними в делах международных и военных. Тем более что лидеры этих образований-пациентов - люди темпераментные, ушлые, бедные и гордые. Таких лучше бы подарить врагу, чем иметь в друзьях.
Впрочем, до нынешнего августа солидных врагов у России не было. Запад поглядывал на нее через газовую трубу скорее как на разухабившегося приятеля, чем как на сосредоточенного противника. Боюсь, что эта снисходительность уходит в историю прямо на наших глазах.
Конечно, никакая Абхазия, со всеми ее мандаринами и пляжными шалманами, не стоит того чудесного чувства взаимного доверия, которое долгие годы соединяло старый Запад и Россию. Справедливости ради надо сказать, что такой потери не стоит и никакое Косово.
Быть может, Россия и вправду сумела хитро спровоцировать Грузию к нападению на Цхинвали, но то, что Запад в открытую растоптал гордость российской силовой элиты признанием независимости Косово, - оспорить невозможно.
Мои коллеги любят сравнивать схожее пошаговое наращивание напряженности со знаменитым Карибским кризисом. Когда Хрущев и Кеннеди в дуэли вокруг размещения советских ракет на Кубе редким чудом остановились в шаге от Третьей мировой войны.
Это сравнение, увы, опасно хромает. Мир в начале шестидесятых был минимум в сто раз медленнее нынешнего. Заявления от одного лидера другому шли сутками, температура конфликта нарастала в том же темпе. Сегодня на это требуются вместо суток минуты.
Вот простой пример. В 13.10 берлинского времени появились сообщения о заявлении Медведева. К 15 часам и ЕС, и США, и ОБСЕ, и НАТО уже успели это заявление резко осудить. К 15.45 Грузия заявила о возможности разрыва дипотношений с РФ. Не исключено, что к моменту, когда я допишу этот комментарий и отправлю его в номер, отношения уже и будут разорваны...
Мобильный мир требует мгновенных решений. В таком мире никому нельзя жить по-хрущевски - ни России, ни Западу: потому что утром хряснешь башмаком по трибуне - к вечеру нет ни башмака, ни трибуны, ни хряснувших, ни обидевшихся на башмак; а китайские блогеры уже спорят с новозеландскими на тему, были ли действительно такие страны как Америка и Россия или их придумали в индийском Болливуде?
Письмом начинал, письмом и закончу. Буквально перед отправкой этих заметок получил мейл от коллеги Татьяны: '...У меня паника. Я первый раз после долгого перерыва посмотрела программу новостей на телеканале 'Россия' и пришла в шок. Это действительно начало очень мерзкой 'холодной войны'! Жаль, что Медведев упустил свой шанс, ведь теперь миру - крышка. Как обидно! У меня наворачиваются слезы...'
В ответ отправил в Питер:
Рано, Танечка, не плачь.
Это все лишь только нач...
Чертовски хотелось бы ошибиться!
* * * * * * * * * *
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")
Черноморский кулак НАТО (Сообщество читателей ИноСМИ)
III Мировая война, судьба России и Грузии. Сбудутся ли пророчества Ванги? (Опрос на сообществе читателей ИноСМИ)
_________________________________
Россия и НАТО как лунатики идут навстречу конфронтации ("The Guardian", Великобритания)
Не слишком ли далеко на восток идет НАТО? ("Los Angeles Times", США)
Западные визави Медведева уже стучат зубами ("Le Monde", Франция)