Встанет ли Турция на сторону своего союзника по НАТО США, пропустив дополнительное количество американских боевых кораблей в Черное море на помощь Грузии? Или она предпочтет Россию?
Отказ Турции нанесет самый серьезный ущерб американским попыткам поддержать осажденную кавказскую республику. Турция, вступив в 1952 году в НАТО, надеялась на то, что ей никогда не придется делать выбор между альянсом и своим северным соседом Россией. Однако именно такое решение предстоит принять Анкаре. Если Турция не пропустит американские корабли, это будет означать, что она, по сути дела, заняла сторону России.
Турецкое политическое и военное руководство вот уже несколько лет выражает озабоченность по поводу намерений США 'войти' в Черное море. Даже на пике 'холодной войны' это море оставалось мирным благодаря тому, что Турция и Россия четко разграничили там сферы влияния. Но после этого такие черноморские страны как Румыния и Болгария вступили в НАТО, а теперь к евроатлантическому альянсу все ближе подбираются Украина и Грузия. Анкара нервничает в связи с возможной реакцией России.
Турки как заклинание повторяют примерно следующие доводы: 'США хотят расширить зону НАТО на Черное море. Как и в Ираке, это создаст неразбериху в нашем окружении, а нам придется разбираться с последствиями, когда американцы со временем уйдут. В конце концов, если Россия возмутится, с ней придется иметь дело нам, а не американцам'.
Тем не менее, Анкара присоединилась к своим партнерам по НАТО и заявила Грузии и Украине, что их пригласят к вступлению в альянс - хотя и не уточнила временные рамки. Теперь, когда Россия начала войну - отчасти из-за этого заявления, туркам придется вставать на чью-то сторону. Заместитель начальника российского Генерального штаба Анатолий Ноговицын уже предупредил Турцию, что она будет нести ответственность, если военные корабли США не уйдут из Черного моря. Министр иностранных дел Сергей Лавров в понедельник отправится в Анкару, чтобы подтвердить серьезность намерений России.
Россия является крупнейшим торговым партнером Турции, в основном благодаря поставкам в эту страну российского газа. Не менее важно и то, что у обеих стран сохранился так называемый синдром пост-имперского стресса. Речь идет о их неспособности смотреть на свои бывшие провинции как на равноправные независимые государства, и в конечном итоге, о их желании воссоздать старые соглашения о сферах влияния. Когда Путин в прошлом году выступил в Мюнхене с речью, бросив вызов ведущей роли США в существующем мировом порядке, турецкие военные даже разместили ее на своем вебсайте. А президент Турции Абдулла Гюль (Abdullah Gül) недавно предположил, что 'должен возникнуть новый мировой порядок'.
На пике войны России с Грузией Анкара вместе с Москвой выступила с инициативой о создании пятисторонней 'платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе'. Иными словами, они хотят удерживать США и ЕС на расстоянии. И Россия, и Турция считают, что учившийся в Америке грузинский президент достаточно безумен, чтобы развязать новую мировую войну. В своем мнении Турция ушла недалеко от Франции и Германии. Но даже эти две страны не предлагали грузинам подписаться под новым региональным соглашением, выдвинутым с участием России, в момент, когда российская авиация бомбила грузинские города.
Два других соседа - Азербайджан и Армения - с тревогой смотрят на турецко-российское партнерство. Азербайджанцы помнят, как их этнические и конфессиональные собратья в 20-е годы прошлого века бросили Азербайджан на произвол судьбы, чтобы его аннексировали Советы. Армяне боятся своего гигантского соседа, считая, что он совершил против них акт геноцида. Ни та, ни другая страна не хочет полагаться на Иран как на противовес России. И это понятно - ведь у Ирана были свои договоренности с Советами о разделе сфер влияния.
Хотя Турция и Иран исторически являются соперниками, Анкара недавно пошла на конфликт со странами НАТО, приняв у себя президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmedinejad), прибывшего туда с рабочим визитом. Пока остальные члены НАТО разбирались с российской агрессией против Грузии, Турция признала легитимность иранского лидера под крики жителей Стамбула 'смерть Израилю, смерть Америке'.
Несколько дней спустя Турция приняла у себя суданского руководителя Омара аль-Башира (Omar al-Bashir), которого остальные страны НАТО обвиняют в геноциде (но не Россия и не Иран, а также не страны с преобладающим мусульманским населением, обычно твердящие о том, как сильно они заботятся о благополучии мусульман).
Куда же идет Турция? Турецкие официальные лица заявляют, что они используют свои доверительные отношения с самыми разными сторонами, чтобы играть роль посредника между странами в регионе: США и Ираном, Израилем и Сирией, Пакистаном и Афганистаном и так далее. Может быть и так. Но поскольку сегодня все больше американских кораблей на полных парах идет в сторону Черного моря, приходит время делать выбор.
Зейно Баран - старший научный сотрудник и директор Центра евразийской политики (Center For Eurasian Policy) Института Хадсона (Hudson Institute)
************
Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Путин: 'Ему осталось только в штаны наложить...' (ВИДЕО, Сообщество читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")
_________________________________
Соединенные Штаты, Турция и Россия ("The American Chronicle", США)
Борьба глобальных игроков на Черном море ("Cumhuriyet", Турция)
Странные аналогии между Россией и Турцией ("Le Figaro", Франция)