Августовская война между Россией и Грузией сменяется хмурым сентябрьским перемирием, а Пентагон, между тем, сообщает, что русские 'по-прежнему не выполняют условия соглашения о прекращении огня'.
Так чего же хочет Россия? Этот вопрос - преднамеренная аллюзия на вопрос историка Джона Льюиса Гэддиса (John Lewis Gaddis) 'Так чего же хотел Сталин?', который он ставит в своей удостоенной наград книге 'Холодная война': Новая история' (The Cold War: A New History). По мнению Гэддиса, Иосиф Сталин хотел 'безопасности для себя, своего режима, своей страны и своей идеологии - именно в таком порядке'. Эти же вопросы звучат в 'старой истории' России - назовите ее 'Царскими войнами ' с Иваном Грозным в главной роли.
Считать, что воплощением России-2008 является Владимир Путин, - это, по моему мнению, натяжка. Путин возглавляет олигархию, а не тоталитарную диктатуру, но очевидно, что он находится в ядре олигархии, окруженный коллегами по КГБ, друзьями-миллиардерами и полезными мафиози. Но назовите коллег и миллиардеров 'новой знатью', и Путин предстанет в виде 'поп-царя', хитроумного самодержца XXI века, умело играющего на требованиях российских националистов. Организация военной операции, популярной в стране, вписывается в эту схему.
Гэддис озаглавил первый раздел своей новой истории 'Возвращение страха'. Иван Грозный и Сталин восприняли совет Никколо Макиавелли, данный им в 'Государе': 'гораздо безопаснее внушать страх, чем любовь'. Русско-грузинская война - это не возрождение 'холодной войны'. Однако возрождение страха вне всякого сомнения является целью России.
НАТО и Европейский Союз не спасовали, когда Россия заявила, что провозглашение независимости Косово в одностороннем порядке - это 'последняя капля' для Кремля. Президент Грузии Михаил Саакашвили явно не опасался российской силы, когда в начале августа начались проблемы - ожесточенные столкновения в Южной Осетии, которые, возможно, были российской ловушкой.
Кремль заявил, что его цель - свержение Саакашвили. На настоящий момент Саакашвили остается у власти, и прославился на весь мир своей воинственностью. Однако российские войска остаются в грузинских портах - таким образом, воинственность находится под угрозой.
С течением времени страх может ослабевать. Сорок лет назад, в августе 1968 г. русские танки вошли в Прагу, чтобы сокрушить 'пражскую весну', демократическое движение под руководством Александра Дубчека. Советская империя продержала восточноевропейцев в оковах еще 21 год - целое поколение. Взрастить поколение запуганных грузин - это может быть в интересах России.
Однако страх может ожесточать сопротивление. Например, Украина подвергла резкой критике российское вторжение и открыто поддержала Грузию. Решение Польши о размещении американских противоракет наземного базирования готовилось несколько лет. Эти ракеты призваны отразить удар 'со стороны аятоллы' (например, Ирана), а не России. Но после российского наступления Польша получила и ракеты Patriot PAC-3, которые могут также применяться против российских ракетных систем меньшего радиуса действия. 'Царские' войны встретились со 'звездными', и, по крайней мере, в Польше и в краткосрочном плане 'звездные войны' победили, несмотря на угрозу России атаковать Польшу с применением ядерного оружия.
Возможно, чего-то Москва сумела добиться, благодаря Европейскому Союзу и НАТО. Политический ответ ЕС на российское наступление характеризуется как 'лишенный единства'. Ключевые страны ЕС - то есть, те западноевропейские государства, которые зависят от российских нефти и газа, - вновь неохотно встают на защиту демократии.
Состоявшееся 26 августа признание Кремлем независимости Южной Осетии и Абхазии - это, безусловно, издевка над продолжавшимися девять лет дипломатическими усилиями ЕС и НАТО по вопросу Косово. Две недели назад я предполагал в своей статье, что Москва 'воспользуется своей интерпретацией косовского прецедента' - именно это и произошло.
Русские утверждают, что одностороннее провозглашение независимости Косово от Сербии весной 2008 г. дает политическую санкцию сепаратизму, являющемуся следствием вторжения с целью защиты этнического меньшинства. Если защита косовских албанцев влечет за собой военную операцию НАТО, то в Южной Осетии и других регионах на границах России действует российская 'версия Косово'.
Возможно, это не все, чего хочет Россия - но на настоящий момент этот тезис ее дипломатии подкреплен пулями.
Остин Бэй - колумнист, сотрудничающий с рядом общенациональных изданий
* Игра слов: Star Wars - Tsar Wars - прим. пер. (Вернуться к тексту статьи)
************
Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Путин: 'Ему осталось только в штаны наложить...' (ВИДЕО, Сообщество читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")
_______________________________
Чего хочет Путин? ("Los Angeles Times", США)
Путин расширяет границы России ("The Financial Times", Великобритания)
Российский самообман ("The Washington Post", США)