Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Это не 'возвращение истории'

Нападение на Грузию войдет в историю не как начало новой эры российского могущества, а как серьезная стратегическая ошибка

Это не 'возвращение истории' picture
Это не 'возвращение истории' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие в Вашингтоне рассматривают нападение России на Грузию как поворотный момент в международных отношениях. Эксперты мечут громы и молнии: мир ждет новая эпоха великодержавных конфликтов. Глобализация и интеграция оказались 'пустышками'. Россия ведет новую 'большую игру' безжалостно и блестяще, а мы - США и Европа - терпим поражение за поражением

Многие в Вашингтоне рассматривают нападение России на Грузию как поворотный момент в международных отношениях. Эксперты мечут громы и молнии: мир ждет новая эпоха великодержавных конфликтов. Глобализация и интеграция оказались 'пустышками'. Россия ведет новую 'большую игру' безжалостно и блестяще, а мы - США и Европа - терпим поражение за поражением. Однако дальнейшее развитие покажет, что подавляющее большинство таких попыток анализа 'по горячим следам' продиктовано погоней за сенсациями, исходит из ложных предпосылок и подводит к неверным выводам.

Несомненно, нынешняя ситуация характеризуется появлением на мировой арене 'новых великих держав', таких как Китай, Россия и Индия (я назвал этот феномен 'взлетом остального мира'). Но это не противовес глобализации, а ее следствие. Экономический рост порождает новые центры влияния. А это в свою очередь ведет к усилению национальной гордости, уверенности в себе и напористости. Но существуют и мощные силы противоположной направленности, - да-да, силы глобализации и интеграции - действие которых умеряет национализм и унилатерализм.

Нападение на Грузию войдет в историю не как начало новой эры российского могущества, а как серьезная стратегическая ошибка. Посмотрите, что произошло. Россия до смерти напугала соседние страны, толкая их в объятья Запада. Польша почти два года тянула с ответом на американское предложение о размещении на ее территории ракет-перехватчиков в качестве элемента противоракетного 'щита' континентального масштаба (еще несколько месяцев назад поддержка этой идеи среди ее населения составляла 15-25%). Через считанные дни после российского нападения на Грузию Варшава дала добро на развертывание объектов ПРО. На Украине многие годы существовал раскол по вопросу о сближении с Западом. Несколько лет назад 60% украинцев предпочитали этому варианту создание некоей федерации с Россией. Сейчас же Киев без колебаний просит НАТО начать процесс присоединения страны к альянсу.

Владимир Путин укрепил трансатлантическое единство куда больше, чем мог бы надеяться Барак Обама (Barack Obama) в случае избрания президентом. Степень согласия между США и Европой по стратегическим вопросам сегодня выше, чем когда-либо за последние 20 лет. Даже авторитарные режимы Кавказа негативно отреагировали на российское нападение, отказавшись поддержать действия Москвы и признать легитимность новому статус-кво. Поддержки со стороны Китая также не последовало. И что же Россия получила в обмен? Семьдесят тысяч южных осетин.

Кое-кто из дипломатов и наблюдателей сравнивает нападение на Грузию с советскими вторжениями в Венгрию в 1956 г. и Чехословакию в 1968 г. На мой взгляд, более уместной может оказаться историческая аналогия с вторжением в Афганистан в 1979 г. Тогда, как и сейчас, кремлевская элита, которой вскружили голову высокие нефтяные цены, опрометчиво превысила свои реальные возможности и спровоцировала реакцию противодействия как в самом регионе, так и по всему миру.

Истина заключается в том, что сейчас на дворе не 19 век, когда российская интервенция воспринималась бы как стандартный образ действий для любой великой державы. Более того, всего полвека назад Британия и Франция боролись за сохранение своих колоний - Алжира, Вьетнама, Кении, Кипра - с куда большей решительностью и ожесточением, чем сегодняшняя Москва. Напротив, конфликт в Грузии - первый случай со времен распада СССР, когда Россия направила свои войска на территорию соседней страны (страны, которой она управляла с 1801 г.). Ее действия вызывают осуждение, но уже сама реакция на них - по всему миру - свидетельствует о том, насколько изменились правила международных отношений. Президент Джордж У. Буш, похоже, уловил суть происходящего, заметив, что такое поведение России неприемлемо 'в 21 веке'.

Теперь дипломаты ищут способы заставить Москву тем или иным образом 'заплатить' за свои действия, ослабить ее позиции в международных институтах, приостановить какие-то соглашения, упразднить некоторые совместные инициативы. Все эти меры заслуживают рассмотрения, но стоит также отметить: эти рычаги влияния на Россию появились у нас только потому, что последние два десятка лет мы неуклонно укрепляли связи с этой страной. Более того, реальная проблема наших отношений с Москвой заключается в том, что таких связей - а значит и рычагов влияния - у нас недостаточно.

Беда не в том, что Россия интегрировалась в международную систему, и та не сумела ее сдержать, а в том, что эта страна в основном остается неинтегрированной - а потому считает, что нарушив правила, она мало что теряет. Отчасти подобная изоляция Москвы вызвана внешнеполитическим курсом Запада, - именно так, бесспорно, считают в самой России - но главная причина связана с нефтью. По мере повышения цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в последние десять лет, в российском государстве нарастали неэффективность, коррупция, диктаторские тенденции и напористость. Кроме того, нефтяное богатство всегда - будь то в Венесуэле, Иране, или России - усиливает независимость от международных норм, рынков и правил, и пренебрежение к ним.

Наиболее эффективным способом привести поведение России в соответствие с нормами цивилизованного мира было бы резкое снижение нефтяных цен, в результате которого перед страной встал бы выбор: интеграция или стагнация. Пока же этого не произошло, мы должны подкрепить Грузию и оказывать помощь странам вроде Украины и Польши. В то же время, необходимо сохранить сотрудничество с россиянами, чтобы мы могли взаимодействовать по проблемам, волнующим и нас, и Москву, - например по вопросу о нераспространении ядерного оружия - и одновременно повышать нашу способность влиять на нее. Дальнейшая изоляция России лишь ослабила бы имеющиеся у нас рычаги воздействия на ее поведение.

Только представьте себе, что произошло бы, если бы мы уже изгнали Россию из 'большой восьмерки' и разорвали бы большую часть связей с ней - как давно предлагают республиканский кандидат в президенты Джон Маккейн (John McCain) и многие неоконсерваторы. Тогда после нападения на Грузию у нас оставалось бы только два варианта действий - 'политика умиротворения' или война.

************

Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Путин: 'Ему осталось только в штаны наложить...' (ВИДЕО, Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)

Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")

______________________________

Россия: А чего еще мы ожидали? ("The New York Times", США)

Недомыслие Саакашвили ("The International Herald Tribune", США)

Посмотрим на Россию другими глазами ("Le Figaro", Франция)