Отношения между Россией и Западом ухудшаются час от часу. Российские войска, вопреки соглашению, пописанному Николя Саркози и Дмитрием Медведевым, продолжают занимать части грузинской территории вне Абхазии и Южной Осетии, и все чаще упоминается возможное столкновение между Россией и Украиной.
Многие говорят о 'холодной войне', но скорее при этом они имеют в виду некий вид войны за отделение, разразившейся задним числом, почти через двадцать лет после распада советской империи. Вид глав трех прибалтийских государств, Польши, Украины и Грузии, демонстрирующих свою солидарность перед лицом Москвы, вызывает опасения, что все это может вылиться в роковое противостояние приблизительно равных частей бывшей империи, но при этом вряд ли можно говорить об осознанном желании каждой из сторон нанести вред другой стороне.
Однако экстремальным ситуациям свойственно давать чрезмерно отрицательные или чрезмерно положительные результаты - это зависит от искусства и ловкости политиков. В 1914 - а на самом деле с 1912 года - пожар на Балканах и закат Османской империи породили Первую мировую войну, но за тридцать шесть лет до этого не менее острый кризис 1878 года между Россией и Турцией, напротив, разрешился подписанием Берлинского трактата, триумфом умеренных взглядом Бисмарка, воцарением мира на всем континенте, продлившемся не одно десятилетие - началась, как мы ее называем, Прекрасная эпоха.
Этот спасительный Берлинский конгресс возможен и сегодня, и, по крайне удивительному стечению обстоятельств, именно Франция может взять на себя инициативу в этом вопросе. Америка сейчас парализована и президентскими выборами, и суммой ошибок, допущенных ею в отношении России после 2001 года. Германию, которая по многим аспектам близка к России как никакая другая страна ЕС, стреноживает запрограммированный и неизбежный упадок ее большой коалиции. Франция, благодаря новому внешнеполитическому курсу Николя Саркози, смогла заверить Вашингтон в союзнической лояльности, как совсем недавно по афганскому вопросу.
В то же время Саркози ни единожды не бросал на произвол судьбы ни поляков в Совете Европы, ни грузин в самый разгар кризиса, и тем самым завоевал репутацию защитника свобод Восточной Европы. Одновременно, поскольку Россия считает Францию своим основным визави в Европе, потому что Саркози уже предложил в ходе первой встречи с Медведевым компромиссное решение, приемлемое для русских, и потому что Франция в партнерстве с русскими участвует во все большем количестве крупных проектов, не исключена возможность того, что Москва окажется готова обсуждать с французами пути урегулирования кризиса, разрабатываемые в основном европейскими странами.
Здесь начинается 'микрохирургия': французы, а следом за ними и другие европейские страны, должны без экивоков сказать русским, что не изменят своего отрицательного отношения по вопросу принятия Украины и Грузии в НАТО . . . по крайней мере в их нынешнем состоянии. Члены ЕС также должны донести до сведения Москвы, что если они и будут вынуждены прибегнуть к санкциям, то с чувством глубокого сожаления. Но в то же время они должны дать понять русским, что они могли бы быстро дать принципиальное согласие на принятие Украины или Грузии в члены НАТО. Однако по причинам, не столь стратегического, сколь принципиального характера, расширение ЕС может осуществляться, только с согласия России и только в случае, если она параллельно будет продвигаться по пути к получению специального статуса ассоциированного партнера Европейского Союза, причем, необходимо, чтобы она пользвалась не меньшей поддержкой ЕС, чем Украина. Если русские согласятся вступить в эти переговоры, тогда в масштабе континента между Россией и странами Западной Европы может завязаться диалог, который полностью изменит облик мира.
Первым этапом этого великого переворота может стать создание настоящего энергетического сообщества, которое позволит Европе надежно обеспечить себя снабжением нефтью и газом, а Россия, в свою очередь, получит финансирование и выход на рынки, необходимые для ее дальнейшего развития. Что же касается окончательного статуса Абхазии и Южной Осетии, то его следует заморозить до созыва мирной конференции в Закавказье, в ходе которой следует также урегулировать и проблему Карабаха между Азербайджаном и Арменией, тут необходимо также присутствие американцев и турков, без которых решить данный вопрос невозможно. Если Франция начнет действовать в этом направлении, она с большей легкостью сможет создать вместе с Германией что-то вроде европейского 'совета директоров', необходимость в котором отчетливо прослеживается уже в данный момент.
Если Россия, которой Китай и Центральная Азия единодушно выразили неодобрение в связи с чрезмерным применением силы, поймет, что она может выйти из этого кризиса с высоко поднятой головой, она одержит великую победу, и над теми, кто хочет взять ее в кольцо и связать по рукам и ногам, но и над самой собой.
************
Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Путин: 'Ему осталось только в штаны наложить...' (ВИДЕО, Сообщество читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")
_________________________________
Г. Браун: Что мы противопоставим неприкрытой российской агрессии ("The Observer", Великобритания)
Эдриан Гамильтон: Нам нужен новый подход к старой глобальной политике ("The Independent", Великобритания)
Дэвид Милибэнд, хватит играть с огнем! ("The Times", Великобритания)