Краска на здании штаба Черноморского флота в Севастополе облупилась, но выстроено оно в помпезном русском имперском стиле. В бухте в лучах солнца красуются российские военные корабли. Капитан Андрей Лазебников рассказывает нам, что флот 'практически не контактировал' с украинскими коллегами. 'Исторически наши страны дружат, - добавляет он с усмешкой в глазах, - но, скажем так, в эти дни мы не такие друзья, какими могли бы быть'.
Пятнадцать лет назад, российские моряки ответили на требования Украины разделить флот, вызывающе подняв на двух сотнях кораблей Андреевские флаги (Св. Андрей считается небесным покровителем не только Шотландии, но и России). В Москве парламент провозгласил Крым частью России, несмотря на то, что в 1954-м советский диктатор Никита Хрущев подарил его Украине 'как знак дружбы русского народа'.
Таким образом, ничего нового в теперешней склоке между Украиной и Россией по поводу аренды Севастополя в качестве военно-морской базы нет. Тогда, в 1993-м, вино в Крыму отдавало грязными ногами, постель была тверда как камень, еда была ненамного мягче постели, а дырявая крыша моей гостиницы пропускала дождь. Так и хотелось презрительно бросить: 'Пусть этот Крым достанется худшей из сторон'. Однако красота полуострова, элегантные вилы Ялты - в 1945-м лидеры союзников решали там судьбу Европы, - даже очаровательный дом, в котором драматург Антон Чехов лечился от туберкулеза, быстро настраивают на серьезный лад. Крым был и остается ценным призом. Но, кроме того, сейчас, как и тогда, он остается точкой напряженности.
Перед западными лидерами стоит непростая задача - как вести международную политику, не пресмыкаясь перед Москвой, и при этом избежать войны за страны, с которыми избиратели не только себя не отождествляют, но о которых даже не способны сказать, где они находятся. Специалистам по истории 1930-х эта проблема знакома. Молодые политики из пришедшего после 'холодной войны' поколения Дэвид Милибэнд (David Miliband) и лихой Дэвид Камерон (David Cameron) постарались, по крайней мере, нанести эти места на нашу ментальную карту (Гордон Браун (Gordon Brown), как всегда, когда речь идет о внешней политике, ухитрился не сказать ничего - ни глупого, ни разумного). Для начала и это неплохо.
Потому что в Британии вновь торжествует пораженчество. Ненавидящие Америку леваки объединились с домоседами-правыми. И вот министра иностранных дел уже обвиняют в разжигании войны за речь в защиту свободы (заметим, призывающую к сдержанности), которую он произнес в столице Украины, Киеве. И лишь старики помнят, что, как сказал Невилл Чемберлен (Neville Chamberlain), 'безразличие иногда обходится дорого'.
Потрясенный российским вторжением в Грузию Запад теперь должен решить, как и где он будет сдерживать агрессию Москвы. Во времена 'холодной войны' провести красную черту по карте старой Европы было намного легче. Мы уважали границы, столь грубо проведенные в Ялте. Запад с ужасом наблюдал, как под гусеницами танков Красной армии гибнет свобода Восточной Германии, венгров, поляков и чехов, и не реагировал на их мольбы о помощи. Благоразумие превозмогло демократические принципы. Результатом стало долговременное укрепление советской мощи.
После падения коммунизма границы между Востоком и Западом, как выразился один из ведущих стратегических мыслителей Британии Лоренс Фридман (Lawrence Freedman), 'стали размытыми'. Возьмем, например, Крым. В идеальном мире границы дотошно определял бы конклав специалистов по международному праву. Они бы вместе разбирались в путанице светлых и темных эпизодов его непростой истории - созданная императрицей Екатериной Великой флотская база, депортация Сталиным местного татарского населения в пустыни Центральной Азии, заселение русскими, законность хрущевского 'подарка'. . .
Однако нужно реально смотреть на вещи. Здесь, как и повсеместно по границам России, миллионы людей оказались 'не с той стороны'. Если премьер-министр России Владимир Путин ищет, где бы ему устроить неприятности, ему не придется далеко за этим ходить. Увы, у него для этого есть все стимулы - ведь карту патриотизма разыгрывать так удобно. Он уже искоренил демократию в своей стране и теперь подумывает о соседних - а то вдруг это заразно.
Было бы разумно не давать Путину повода вмешиваться. Но разгневанный российским вторжением в Грузию лидер Украины Виктор Ющенко теперь ставит под вопрос аренду Россией базы флота в Севастополе.
Это не тот мир, о котором говорили ученые после падения Берлинской стены. Концепции 'конца истории', 'нового мирового порядка' и 'столкновения цивилизаций' не помогут его понять. Мы вернулись в старые недобрые времена силовой политики.
Не стоит предаваться самобичеванию. Существует тенденция возлагать вину за 'новую холодную войну' на Вашингтон и его лондонских приспешников. Конечно, в эти годы мы могли бы аккуратнее обходиться с чувствами России, однако агрессивность Москвы по отношению к соседям имеет давнюю историю и не связана с нашими недавними действиями. Она, безусловно, также не является следствием некоего американского заговора по 'окружению' после распада Советского Союза матушки-России военными базами.
Наоборот, когда Белый дом занимал отец президента Буша, он в своей печально известной речи, получившей название 'цыпленок по-киевски', произнесенной через два года после падения Белинской стены, предостерегал украинцев, готовившихся отпасть от Москвы, от 'самоубийственного национализма'. Многие из бывших стран-сателлитов не хотели вступать в военный альянс, и присоединились к НАТО только потому, что клуб богачей - Европейский Союз, в котором тогда заправляла Германия - сначала эгоистично отказал им в членстве.
Проблемы с поддерживаемыми Россией меньшинствами начались у Грузии также задолго до возникновения вопроса о членстве в НАТО. Недавно Путин дал понять, что он лично ненавидит лидера Грузии и союзника Америки Михаила Саакашвили и мечтает от него избавиться. Он искал только предлога для вторжения, и, наконец, получил его, благодаря опрометчивому поведению Саакашвили.
Новые великие державы по всему меру теперь могут игнорировать американских неоконов, злорадствуют наши новые изоляционисты. Однако, помимо того, что это, конечно, жестоко по отношению к несчастным грузинам, которых приносят в жертву на алтарь антиамериканизма, стоило бы взглянуть на мир и спросить себя, а кто собственно радуется происходящему?
Признание Путиным 'независимости' Южной Осетии и Абхазии от Грузии, ужаснуло Китай, Индию и прочие большие многонациональные страны. Этим он отказался от собственных основополагающих принципов, подчеркнуто не подразумевавших наличие у меньшинств права на самоопределение. Лидер России и его предшественник Борис Ельцин дважды сравняли с землей Чечню, чтобы не дать ей отколоться от России. Большинство крупных стран также считают право на отделение угрозой своему могуществу.
Тем не менее, будем честны. В Грузии русские победили. Они застали Запад врасплох- наши лидеры были на Олимпиаде или в отпуске. В военной области мы ничего не можем сделать для Грузии. Однако мы должны срочно помочь грузинам восстановить страну. При этом ведущую роль как там, так и на Украине, должны играть Европейский Союз и западные экономические организации, а не НАТО. Пока, к сожалению, все происходит наоборот.
Что же касается обуздания Москвы, то санкции в этом не слишком помогут. В данном случае они могут причинить вред нам в той же мере, что и русским, хотя, конечно, энергетическая безопасность должна теперь стать приоритетным вопросом. Г-н Путин понимает, что Запад расколот по вопросу о Грузии. Как сказал лорд Пауэлл (Lord Powell), бывший при Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) министром иностранных дел: 'Это поражение и неудача, и нам придется это признать. Однако мы можем и должны помешать этому повториться вновь'. Пауэлл сейчас является главным советником Камерона по вопросам безопасности и отношений между Западом и Востоком.
Нам необходимо оказать принципиальную поддержку странам Прибалтики - успешным членам НАТО и ЕС, наличие в которых значительных русских меньшинств может ввести Москву в искушение. Это означает, что нам следует еще раз повторить наши гарантии им и дополнительно укрепить их оборону. По словам Пауэлла, 'речь идет о проведении четкой красной черты, включая меры, которые Запад предпримет, если русские ее перейдут'. Это - первоочередная задача НАТО.
При этом Милибэнд прав в том, что наших демократических друзей на Украине следует предупредить, чтобы они не лезли в драку с Россией. Конечно, никто не скажет, что балансировать между благоразумием и принципиальностью будет легко, однако это - разумный курс. Кое-кто даже предполагает, что НАТО может развиться в более широкую системы безопасности, которая будет включать в себя и Россию, но это потребовало бы еще одной российской революции, на этот раз мирной.
* * * * * * * * * *
Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Абхазы? Нет такой нации! ("Наша Абхазия, Грузия")
Черноморский кулак НАТО (Сообщество читателей ИноСМИ)
III Мировая война, судьба России и Грузии. Сбудутся ли пророчества Ванги? (Опрос на сообществе читателей ИноСМИ)
___________________________________
Россия, которую Запад с таким наслаждением ненавидит, снова с нами ("The Financial Times", Великобритания)
Россия до смерти напугала соседние страны ("Newsweek", США)
Россия: А чего еще мы ожидали? ("The New York Times", США)