Tuesday, September 2, 2008; A14
Сопоставление вчерашних заголовков новостей из России наталкивает на любопытные выводы. С одной стороны, у нас есть российский президент Дмитрий Медведев, говорящий о 'сфере влияния' за пределами России, и министр иностранных дел Сергей Лавров, предупреждающий Запад о том, что не нужно вооружать Грузию. С другой стороны, у нас есть убийство Магомеда Евлоева, журналиста, которой своей независимостью раздражал власти. Его арестовали и затолкали в милицейскую машину, где он получил выстрел в голову. Тело Евлоева было выброшено на обочину.
Настало время трезво задуматься о России, которая силой захватывает немалые куски территории соседнего государства, заявляя, что у нее есть на это полное право. Кое-кто на Западе даже готов с этим примириться. В конце концов, Соединенные Штаты и их союзники вторглись в Ирак и напали на Сербию; почему Россия не может сделать того же в отношении Грузии? Почему она не может создать свой аналог НАФТА?
А вот почему. Соединенные Штаты, Британия и другие страны свергли иракского диктатора Саддама Хусейна, потому что он неоднократно нарушал обещания, данные ООН после вторжения в Кувейт: избавиться от оружия массового поражения и доказать, что он сделал это. Они вторглись в Сербию, чтобы защитить народ Косово от массовых этнических чисток и уничтожения. Применительно к обоим случаям здравомыслящие люди могут заявить, что действовать без санкции ООН было неправильно; они могут доказать, что эти кампании были неразумны и по многим другим причинам.
Но не могут они доказать того, что мотивацией союзников было стремление к завоеванию или оккупации; как показала президентская кампания, американский народ страстно желает вывести свои войска и дать иракцам возможность самим решать свои внутренние проблемы. Между тем, решения о вступлении в НАФТА были приняты тремя демократически избранными правительствами. Если Канада захочет выйти из организации, то Соединенные Штаты не будут брать штурмом Оттаву.
Между тем, Россия стремится свергнуть демократически избранное правительство именно потому, что это правительство не хочет подчиняться Москве. Заявление Медведева о геноциде, совершенном грузинами, после обнародования его собственным правительством данных, согласно которым в конфликте погибло около 200 человек, является преднамеренно нелепым; он высмеивает саму идею гуманитарной интервенции. Россия, становясь под властью Владимира Путина - президента, превратившегося в премьер-министра - все менее демократической, становится все более агрессивной в отношении соседних демократий. Чем более демократическими становятся эти соседи - Украина, Польша, Эстония, Литва, Латвия - тем более враждебна Россия.
Судьба мужественного Евлоева, который вернулся в свой родной город в Ингушетии, несмотря на предупреждения о том, что там его поджидают путинские головорезы, может показаться побочным сюжетом. Но его гибель - как и гибель Анны Политковской и многих других журналистов и либеральных политиков, как гибель свободной прессы и открытых дебатов - это самая суть происходящего. Путин превращает Россию в государство, очень напоминающее фашистское, и его естественной тенденцией будет воспроизведение своей модели за рубежом. 'Ясно, что 'холодная война' была войной идеологий, - отметил вчера посол России при ЕС Владимир Чижов, а затем заявил: - Сегодня мы живем в другом мире. Нет оснований говорить о второй 'холодной войне'.
Судя по вчерашней беспомощной реакции ЕС на российскую агрессию, многие европейские лидеры еще хотят верить Чижову. Но идеология играет важную роль в грузинском конфликте, и чем дольше европейцы будут притворяться, что это не так, тем тяжелее будут последствия.
************
Длинные похороны Империи лилипутов (Сообщество читателей ИноСМИ)
Нехристь: американские ракеты в Луганске и Харькове! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Путин: 'Ему осталось только в штаны наложить...' (ВИДЕО, Сообщество читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
_______________________________
Россия, которую Запад с таким наслаждением ненавидит, снова с нами ("The Financial Times", Великобритания)
Твердость Запада может предотвратить новую 'холодную войну' ("The Financial Times", Великобритания)
Что мы противопоставим неприкрытой российской агрессии ("The Observer", Великобритания)