В Европе холодно. В Италии темно.
Власть отвратительна...
О.Мандельштам
Война. Мертвые тела. Беженцы. Сироты. Лязг оружия. Но и в соседстве с этим ужасом надо же когда-нибудь встряхнуться. Попробовать отвлечься от самозабвенно трубящей лжи, иначе говоря - пропаганды. Отстраниться и от гадливости к слабосильным мира сего, от всех этих Саакашвили, Медведевых и Саркози, возомнивших себя богами. Пусть мы ничем не лучше. Но ведь это не значит, что мы с ними всегда заодно...
Есть повод от выспренней болтовни вернуться к обыкновенному человеческому разумению. Александр Блок называл это 'истинами здравого смысла'.
Вспоминаются два эпизода. Было моей внучке 2 годика, мы с ней сидели на крыльце деревенского дома. Столичный Вильнюс рядом, но его не слышно. Тишина, благодать. И вдруг с чудовищным ревом проносится звено истребителей - прямо над нами, почти у земли. Это оказались какие-то показательные полеты свежеприбывших натовских ВВС. У девочки была долгая истерика, ее невозможно было успокоить.
Как-то летом (это было в конце восьмидесятых годов прошлого века) мы жили в Подмосковье. А по ту сторону забора стоял дачный домик, который занимала семья черноволосых смуглых людей. Мы познакомились. Оказалось, это были курды, а никакие не лица кавказской национальности, как бы их назвали теперь. Приехали они в отпуск из Грузии, где обосновались еще их деды или прадеды. Однажды во время общего застолья отец семейства провозгласил тост за Грузию, 'за землю, которая нас, бездомных, приютила'. Единственный раз в жизни я видел курдов не по телевизору. И с тех пор не в силах уразуметь, почему у датчан, монголов, нигерийцев (а теперь и у белорусов, молдаван, осетин) есть свои страны, а у курдов, тибетцев, татар - нету.
И я теперь отчетливо себе представляю: сидит у себя на крылечке курд со своим ребенком, а благодетели начинают бить по нему из всех орудий. То ли они решили его закалить, то ли освободить, - это неважно. Важно, что через минуту там нет ни курда, ни ребенка, да и крыльца больше никакого нет. Так же мог бы сидеть и я.
Но у борцов за территориальную целостность (или за право народа на самоопределение), наверное, несколько жизней в запасе. И беззащитной родни у них нет. Зато все они христиане, и должны были хоть от кого-нибудь слышать 'не убий'. Неважно. Победа главнее. И самое главное, что ты живешь на вражеской стороне. Там живут не как надо. И они стреляют, потому что знают, как надо, как лучше. Они хорошие. Про чужих не хочется, с ними пусть грузины разбираются. А мои какие хорошие - отлично знаю, не первый год живу и не вчера с Луны свалился. Российская власть принялась учить других справедливости. Мы несем обездоленным народам и странам наше достояние, наши ценности и блага. Нам есть что показать. Это наш парламент, суды, милиция, армия, социальные службы. Это наше умение решать острые проблемы, к примеру - национальную. Любой из наших народов мог бы многое рассказать на эту тему. Чеченцы наверняка еще не забыли. Да и другим при случае напомнят...
Но скажу и про чужих, тем более - не такие уж они чужие (бабушка у меня грузинка). Не смогли решить дело миром, не уломали, не испугали, - и понадеялись на заступничество чужого бугая. Так всегда и везде ведет себя дворовая шпана: 'Ты Жору Буша знаешь?' Сунулись, получили по рукам, теперь эти же самые белы рученьки (по плечи в крови) заламывают в экстазе оскорбленного патриотизма.
Мне странно, что серьезные занятые люди сбились с ног в поисках национальной идеи. Она давным-давно провозглашена: 'Наших бьют!' Правда, иногда бьют за дело. Но это подробности.
Но - как же так? Ведь мы защитили слабого! Да, защитили. И тут приходит на память пересказ давней истории. Видного юриста спросили во время русско-турецкой войны (ее еще называют войной за освобождение балканских славян): 'И вас не трогает милосердие государя, возвысившего голос в защиту невинно угнетенных?' Он ответил: 'Трогает. Но что, разве ближе туретчины - невинно угнетенных не сыскалось?'
У Щедрина есть замечательное высказывание: 'Применительно к подлости'. Так вот, к этой самой подлости какие слова и силы ни применяй - все равно выйдет подлость. Тот же Щедрин заметил, что многие путают понятие 'Отечество' с понятием 'ваше превосходительство'. Для России это - до сих пор злободневные цитаты.
Я горжусь Щедриным, и мне больно, что моя страна вновь становится пугалом почти для всего мира. Мне горько, что изумительный грузинский народ вынужден в едином порыве сливаться с очередным психопатом.
У каждого есть право на собственные ошибки. Но не чужие жизни. И - если это так - я осмеливаюсь предложить несколько выводов здравого смысла.
У НАРОДОВ НЕТ ПРАВА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Фактически его нет у многих земных народов. А те, у кого оно якобы есть, благодарно вручают свои судьбы насильникам и проходимцам. Великое утешение, что эти негодяи - одной крови с тобой...
У ГОСУДАРСТВ НЕТ ПРАВА НА ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ. Такое право есть у человека, семьи, свободной коммуны. Да и то вряд ли. Для государства это право становится индульгенцией на истребление и подавление слабых. На 'своей' земле, под защитой собственных границ можно душить неугодных и непокорных- будь то индейцы, тибетцы, чеченцы:
Четыре года Пол Пот и его соучастники казнили собственную страну, истребили 3 (три) миллиона человек. В 1979-м нехорошие вьетнамские коммунисты вторглись в Камбоджу и спасли недорезанную половину кхмерского народа. Если бы не они - цивилизованный мир еще бы долго расшибал себе лоб о пресловутую территориальную целостность, будь она проклята.
Нет ни у кого и не может быть собственной земли, воздуха, воды и огня. Это все выдумки извращенного самомнения, привычно именуемого цивилизацией.
Миром правит сила, и она навязывает нам свои злобные представления о добре. А что есть у нас? 10 заповедей, больше ничего. Есть общая вина, а вернее - сумма личных совестей. Это и есть человечество.
Когда-то, почти 20 лет назад, во время другой войны я стал свидетелем странного монолога, который попытался пересказать в стихотворении. Мне больше нечего добавить.
В провинциальной пивной
Он выпил граненый стакан вина,
вышел из-за стола
и вдруг сказал: 'А эта война -
она далеко зашла!'
Тогда замигал и растаял свет,
и стала трава слышна,
а он все плакал: 'Ей края нет,
так велика она!'
Посудомойка свечу зажгла,
и замолчала трава,
а он шептал: 'Далеко зашла,
а все равно жива!'
И я подумал, что нет ни в ком
ни страха, ни тьмы, ни зла,
а все же мы виноваты кругом -
и нам ничего нельзя.
* * * * * * * * * *
Алло, НАТО? Или Страшный сон Вайры Карловны (Klubs, Латвия)
Длинные похороны Империи лилипутов (Сообщество читателей ИноСМИ)
Нехристь: американские ракеты в Луганске и Харькове! (Сообщество читателей ИноСМИ)
Конкурс. "Главный предатель Украины" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Путин: 'Ему осталось только в штаны наложить...' (ВИДЕО, Сообщество читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)
_________________________________________
Европа: вперед в прошлое ("The Times", Великобритания)
Новая российская 'дипломатия' - достойная пара Бушу и Чейни ("The Washington Post", США)
Россия, которую Запад с таким наслаждением ненавидит, снова с нами ("The Financial Times", Великобритания)