Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ответом на этот вызов может стать лишь сочетание сдерживания и разрядки

Ни одна страна не безупречна, но сегодня путинская Россия готовится испытать на прочность европейский подход к политике в целом

Ответом на этот вызов может стать лишь сочетание сдерживания и разрядки picture
Ответом на этот вызов может стать лишь сочетание сдерживания и разрядки picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Констатация вины Америки (а в этом у европейцев нет равных) и Грузии (далекой страны, о которой большинство европейцев ничего не знает) ни на йоту не преуменьшает того вызова, который Россия бросает всему образу действий в гуманитарной сфере, сложившемуся в Западной Европе после 1945 г., и кредо, исповедуемому большей частью Европы с 1989 г.

В тот момент, когда вы читаете эти строки, на другом конце Европы происходят этнические чистки. Это означает, что молодых мужчин убивают, пожилых женщин выгоняют из домов, в которых они прожили всю жизнь, деревни грабят и поджигают. Как и в Боснии, в Южной Осетии сегодня резню устраивают нерегулярные вооруженные формирования. 'Да, мы проводили операции по зачистке', - заявил лидер боевиков 'капитан Эльрус' [Эльбрус? - прим. пер.] корреспонденту Guardian Люку Хардингу (Luke Harding). Эти жестокие преступления совершаются под носом у российских военных, объявленных в одностороннем порядке миротворцами - достаточным основанием для этого послужила выдача им голубых касок. Эти этнические чистки происходят и в буферной зоне вокруг Южной Осетии, которую Россия установила в одностороннем порядке, по-своему проинтерпретировав одно из положений соглашения о прекращении огня, достигнутого при посредничестве Николя Саркози, который действовал от имени Европейского Союза.

Эти факты, установленные на местах отважными и старательными журналистами, являются подлинной гуманитарной мерой неспособности Европы выполнить свое кардинальное обещание о поддержании мира даже у себя на задворках. Они также служат мерой продуманного стратегического вызова России всему стилю ведения политики и международных отношений, выработанному в конце ХХ века и олицетворяемого Европой. Не нужно недооценивать значимость момента.

Следует сказать еще две вещи, которые усложняют ситуацию, но не опровергают данный тезис. Во-первых, лидеры Грузии проявили недопустимое безрассудство, устроив 7 августа эскалацию конфликта в Южной Осетии, позволив своим силам убивать и ранить мирных жителей и не сумев предвидеть сокрушительный военный ответ России - несмотря на признаки того, что он был отрепетирован. 'Мы не были готовы к такому повороту событий', - признается заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия. Что за безответственные идиоты.

Во-вторых, отживающая свое администрация Буша проявила характерную для себя некомпетентность, позволив правительству Грузии лелеять даже ничтожную надежду на то, что на помощь этому Израилю Кавказа придет американская кавалерия. Об обратном постоянно предупреждал государственный департамент, но такой же ясности недоставало другим частям этой недееспособной администрации. Возмущенная реакция Вашингтона стала посмешищем для всего мира, продемонстрировав, какой удар по авторитету США нанесло вторжение в Ирак. (Не вторгайтесь в суверенные государства - этим занимаемся мы).

Итак, действительно, виноваты также и Тбилиси и Вашингтон. Но констатация вины Америки (а в этом у европейцев нет равных) и Грузии (далекой страны, о которой большинство европейцев ничего не знает) ни на йоту не преуменьшает того вызова, который Россия бросает всему образу действий в гуманитарной сфере, сложившемуся в Западной Европе после 1945 г., и кредо, исповедуемому большей частью Европы с 1989 г.

Здесь суть не в принципе 'территориальной целостности'. Основное содержание нового европейского подхода сводится, скорее, к некой процедурной целостности. Границы существующих государств нужно уважать, но в исключительных случаях территории в рамках тех или иных государств могут добиваться особого автономного статуса или даже выбирать курс на независимость - как Словакия или Косово или однажды, возможно, Шотландия - но всегда мирными средствами, путем переговоров и согласования, руководствуясь национальным и международным правом. 'Как' имеет даже большее значение, чем 'что'.

Это наш фундаментальный принцип, которому Россия бросает открытый вызов. Ее тезис таков, что применение силы в одностороннем порядке ради продвижения национальных интересов - одна из тех вещей, которые делают великие державы; что постмодернистский, многосторонний, основанный на праве порядок Европейского Союза - это лишь несущественный эпизод истории ХХ века, и что, как сказано у Фукидида в диалоге с мелосцами, 'сильные делают то, что могут, а слабые подчиняются'.

Каков же ответ Европы? Результат чрезвычайного саммита ЕС, состоявшегося в понедельник, оказался лучше, чем можно было ожидать. В отличие от последнего чрезвычайного саммита, проведенного пять лет назад в связи с ситуацией в Ираке, был сохранен минимум единства. Однако меры, о которых удалось договориться его участникам, все равно слабы. 'Слава богу, здравый смысл восторжествовал' - так прокомментировал итоги саммита явно удовлетворенный Владимир Путин. А само по себе единство оказалось слабым, отражая разные уровни энергетической зависимости от России и разный исторический опыт в отношениях с нею. Москва сделает все, что в ее силах, для того, чтобы воспользоваться этими разногласиями. В понедельник 'Известия' опубликовали занимательную цветную карту государств ЕС, разбитых на четыре категории. Британия и Польша были обозначены как 'ярые критики', а Германия, Франция, Бельгия и Италии удостоились почетного звания 'лоббистов Москвы'.

Несколько самодовольный тон Саркози и Жозе Мануэла Баррозу на пресс-конференции по окончании саммита показался мне неуместным. Такой тон не должен проскальзывать, если вы делаете свои заявления в то время, как несчастных женщин и детей лишают средств к существованию - не сказать хуже - в результате неудачи Европы. Поражение - это не победа. А этот саммит может расцениваться как успешный лишь в том случае, если с него начнется фундаментальный пересмотр Европой всей ее политики в отношении России.

Нам нужен 'двухколейный' подход, сочетающий элементы силового сдерживания и умелого взаимодействия - если угодно, 'холодной войны' и разрядки. Мнение Путина в России не единственное. Надежды на то, что вскоре у президента Медведева появится собственное мнение, отличное от путинского, угасли, но есть и другие - в том числе, частные мнения некоторых обеспокоенных российских капиталистов. Нужно продолжать подчеркивать, что дверь к тому стратегическому партнерству, о котором Запад мечтал в 90-е, в котором Россия была бы новой опорой либерального международного порядка, остается открытой.

Однако нашей новой рабочей гипотезой должно быть то, что в обозримом будущем Россия останется путинской; беспощадной великой державой, твердо намеренной дать отпор влиянию Запада и восстановить сферу влияния на постсоветском пространстве в стиле XIX века; готовой прибегать к насилию, запугиванию и вымогательству ради осуществления своих национальных интересов, которые она определяет как 'защиту' миллионов русских в других суверенных государствах по периметру ее границ - например, в Крыму, являющемся частью суверенного украинского государства, где чуть больше половины населения считает себя русскими, и где размещен Черноморский флот России с базой в Севастополе.

'Yalta, c'est fini ', объявил Саркози на пресс-конференции в Брюсселе, имея в виду раздел Европы на две сферы влияния, который, как утверждается, был совершен на ялтинской конференции в 1945 г. Но, возможно, начинается эпоха новой Ялты - в том же самом крымском городке и множеству ему подобных, которые Россия-матушка хочет окружить своей заботой. Европа должна сделать для Грузии все, что в ее силах, включая видимое присутствие на местах. Но стратегически более важно делать все, что в ее силах, для Украины, крупного и исключительно важного государства, которое (в отличие от Грузии) продолжает более-менее контролировать всю свою территорию.

Дэвид Милибэнд был абсолютно прав, поехав туда в ответ на кризис в Грузии. ЕС должен дать Украине четкую перспективу членства. Он должен разместить на местах - особенно, в таких регионах, как Крым - своих наблюдателей, чиновников, юристов, полицейских советников и специалистов по развитию, украино- и русскоговорящих. Наш ответ должен быть реалистичным в оценках не только России, но и наших сильных и слабых сторон. Россия делает танки. У Европы слабо получается добиваться своего при помощи танков. Но мы делаем тысячу других вещей, каждая из которых меньше, мягче и медленнее танка, но со временем и с учетом перспективы членства, может стать более мощной силой. Сегодня эта европейская модель подвергается проверке на прочность.

* 'С Ялтой покончено' - прим. пер. (Вернуться к тексту статьи)

************

Ющенко арестует Тимошенко? (Сообщество читателей ИноСМИ)

Алло, НАТО? Или Страшный сон Вайры Карловны (Klubs, Латвия)

Длинные похороны Империи лилипутов (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нехристь: американские ракеты в Луганске и Харькове! (Сообщество читателей ИноСМИ)

Алексей Пушков: "Пресса в обозе истории" ('ИноСМИ', Россия)

_______________________________

Европа: вперед в прошлое ("The Times", Великобритания)

Это не 'возвращение истории' ("Newsweek", США)

А чего еще мы ожидали? ("The New York Times", США)