Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
C русскими нужно уметь разговаривать

Чего же хотят русские? Какими должны быть наши отношения с ними?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На это раз речь пойдет о наших отношениях с Россией. Я хотел бы напомнить читателю о событиях одной ночи, имевших место двадцать девять лет назад. 24 декабря 1979 года армия государства, именовавшегося в ту пору Советским Союзом, вторглась в Афганистан (многие не помнят, что у них тоже была своя афганская эпопея!). В то время во Франции у руля стоял Жискар

А не пройтись ли мне по социалистам, чей летний съезд недавно завершился? Не бросить ли последний камень в их огород? Но, боже мой, какая скука! Я так и вижу, как увидев эту тему, читатель поспешно переворачивает страницу. И все же позволю себе пару кратчайших замечаний. Во-первых, давно уже на этих мероприятиях не наблюдалось такого количества мощных личностей. И все они горели энтузиазмом. Но поскольку каждый из них почитает себя облеченным высокой миссией, их собрание производило удручающее впечатление. Во-вторых, я ни в коей мере не считаю себя вправе судить о правомерности предъявленных Франсуа Олланду (Franсois Hollande) претензий, однако, отмечу, что его заключительная речь была исполнена пыла и энергии. Возможно, его вдохновил пример Барака Обамы, которого Олланд так горячо поддерживает.

Но полно о социалистах, далее я бы хотел бы остановиться на вопросах сближения и восстановления отношений между государствами. На это раз речь пойдет о наших отношениях с Россией. Я хотел бы напомнить читателю о событиях одной ночи, имевших место двадцать девять лет назад. 24 декабря 1979 года армия государства, именовавшегося в ту пору Советским Союзом, вторглась в Афганистан (многие не помнят, что у них тоже была своя афганская эпопея!). В то время во Франции у руля стоял Жискар. Он горел не большим желанием разорвать отношения с Брежневым, чем сегодня Саркози - с Путиным и Медведевым. И, как и Саркози, только с большей долей сдержанности, он проводил внешнеполитический курс, где личные отношения между главами государств играли немаловажную роль. Он принял решение приехать на Олимпийские игры в Москву в 1980 году, как и Саркози, который счел нужным присутствовать на открытие Олимпиады в Пекине. Не сказав никому ни слова, он совершил визит в Москву, что сделал и Саркози, правда, раструбив об этом по всему свету. Но это еще не все! Брежнев, передвигавшийся в кресле-каталке, передал Западу послание через Жискара, за что последний удостоился от Миттерана сомнительного прозвища 'разносчика телеграмм'. Однако Жискар ни в чем не уступил Брежневу, и ничего не добился от него. В то время как Саркози, во имя Европы и в обмен на обещание - которое до сих пор до конца не выполнено - вывести российские войска из Грузии, согласился с важным принципом, согласно которому суверенная держава имеет полное право защищать своих соотечественников, 'где бы они ни находились', иными словами, везде, где Москве заблагорассудиться их поместить.

Тут представляется крайне интересным рассмотреть тезисы американских политических деятелей, Збигнева Бжезинского, например, о которых пишет в своей захватывающей книге Жан-Франсуа Понсе (Jean-François Poncet), который при Жискаре был министром иностранных дел. Бжезинский - один из главных авторитетов по этой тематике. Он вскоре должен посетить Париж по случаю публикации своего эссе, краткое изложение которого можно найти в журнале Commentaire.

В то время, когда в афганский котел отважились сунуться русские, Бжезинский рекомендовал своему президенту Джимми Картеру занять более твердую позицию. Как и ряд других политиков, он утверждал, что цель СССР состоит в получении доступа к 'теплым морям' - Индийскому океану и Персидскому заливу. По его мнению, Афганистан был только трамплином. В действительности же, благодаря открытию архивов, сегодня мы можем утверждать, что СССР находился в прекрасных отношениях с афганской монархией, пока в результате дворцового переворота к власти не пришел принц, планировавший проводить курс на сближение с Ираном и США. И в наши дни потрясающе интересно читать об обсуждениях, которые имели место перед принятием решения о вторжении в Афганистан.

Сегодня, спустя девятнадцать лет после падения Берлинской стены, ответ Москвы на воинственные неразумные действия грузин был незамедлительным, разрушительным и стал вызовом для Запада. Россия не только сокрушила военную мощь Грузии и оккупировала часть ее территории, но и приняла провокационное решение признать независимость Южной Осетии и Абхазии - двух анклавов, юридически входящих в состав Грузии.

События разворачивались так, как будто русские решили, что с них довольно. Им пришлось мириться с бомбардировками Сербии, признанием независимости Косово, призывами вступить в НАТО, раздававшимися в адрес Украины и Грузии. Отныне ничто и никто не может помешать России во весь голос утвердить свой авторитет над всеми маленькими странами, когда-то входившими в ее империю, и которых она намеревается удерживать в своей зоне влияния. Отныне вопрос заключается в том, как далеко они собираются продвинуться.

На этот раз Бжезинский изменил свою позицию. Он утверждает, что русским не следует доверять и нельзя давать слабину, потому что это может побудить их к дальнейшей экспансии. Однако он считает, что Россия упустила шанс экономического и социального возрождения, и что Путин - он и только он - выбрал наихудший путь для возвращения своей стране статуса сверхдержавы.

Существуют также извилистые геополитические стратегии, заставляющие Запад опасаться сближения между Россией и Ираном, а русских - налаживания более тесных связей между США и Китаем. По поскольку пока никто не верит в возврат 'холодной войны', русские могут начать действовать в Грузии так же, как в свое время в Чечне. С этой точки зрения очень важно, чтобы Европа не вела себя пассивно. 27 членов Евросоюза 1 сентября на саммите в Брюсселе приостановили процесс заключения с Россией договора о стратегическом партнерстве до тех пор, пока российские войска не будут полностью выведены из Грузии.

Начинается конфронтация. Нельзя с уверенностью утверждать, что европейцы возьмут вверх, если России удаться вбить между ними клин, что, собственно, она и собирается сделать. Французское правительство совершило ошибку, признав за Россией право, защищать своих соотечественников 'где бы они ни находились'. Однако постыдная память об уступках, сделанных Гитлеру в Мюнхене в 1938 году, не позволит нам упрекнуть наше руководство за попытки установления мирных отношений с лидерами России. Государственные мужи демократических государств имеют право идти на конфликт только в крайнем случае. И не может считаться бесчестьем стремление избежать конфронтации с Медведевым и Путиным, которые никогда не заявляли ни, как Гитлер, о своем намерении истребить целый народ, ни, как Сталин - навязывать идеологию тоталитаризма.

************

Опрос: Причины пятидневной войны(Сообщество читателей ИноСМИ)

Дела достойных продолжателей великого Сталина(Сообщество читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Тонущий пиратский корабль "Россия"(Сообщество читателей ИноСМИ)

Нас душит ненависть к русским оккупантам(Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться!(Сообщество читателей ИноСМИ)

______________________________

Бжезинский: Не опускать глаза перед русскими ("Time", США)

Подход к России: с горячим сердцем или холодной головой? ("The Washington Post", США)

Европа: вперед в прошлое ("The Times", Великобритания)