Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Волк, который съел Грузию

Сегодня Хартия ООН легально обязывает государств-волков - то есть обладающих большой силой - предоставлять свои оправдания использования оружия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В широко известной сказке Федра про волка и ягненка, волк мог легко съесть ягненка, не произнося ни слова, однако он предпочел высказать свои 'доводы'. 'Доводы' волка в оправдание своих плохих действий были той роскошью, которую он мог себе позволить. Сегодня Хартия ООН легально обязывает государств-волков - то есть обладающих большой силой - предоставлять свои оправдания использования оружия

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

В широко известной сказке Федра про волка и ягненка, волк мог легко съесть ягненка, не произнося ни слова, однако он предпочел высказать свои 'доводы'. Во-первых, он бранится на то, что ягненок 'своим нечистым рылом здесь чистое мутит питье' (несмотря на то, что волк находится выше по течению). Затем он ворчит, что в прошлом году ягненок нагрубил ему (хотя в то время было ягненку всего шесть месяцев). В конце концов, волк брюзжит, что это был не ягненок, а его отец; и только после этого волк незамедлительно приступает к действию.

'Доводы' волка в оправдание своих плохих действий были той роскошью, которую он мог себе позволить. Сегодня Хартия ООН легально обязывает государств-волков - то есть обладающих большой силой - предоставлять свои оправдания использования оружия. Все это в большей мере относится к пяти постоянным членам Совета Безопасности, так как кроме общественного осуждения против них нет серьезных санкций за нарушение положений Хартии.

Россия высказала различные доводы в оправдание своего военного вторжения в Грузию, где отколовшиеся регионы Абхазия и Южная Осетия, тем не менее, считаются находящимися под суверенитетом Грузии. Россия доказывает, что целью этого вторжения были: 1) остановка грузинской агрессии в отношении югоосетин; 2) прекращение этнической чистки, геноцида и военных преступлений, совершаемых там Грузией; 3) защита российских граждан; и 4) защита югоосетин в рамках договора по поддержанию мира, подписанного Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе в 1992 году.

Ни одно из этих легальных оснований не выдерживает критики. Посылая свои войска в Южную Осетию, Грузия, без сомнения, сделала опрометчивый политический шаг, однако она не нарушила ни одного положения международного права, какой бы номинальной не была ее суверенность. Также, похоже, не было ни геноцида, ни этнической чистки; если были совершены военные преступления, то они не оправдывают военного вторжения. Кроме того, югоосетины имеют российское гражданство только потому, что Россия в одностороннем порядке выдала им российские паспорта. И в заключение, договор 1992 года позволяет проводить только мониторинг внутреннего напряжения ситуации, а не широкомасштабное применение военной силы.

Следовательно, как в сказке Федра, 'доводы' Кремля пусты. Россия нарушила Статью 2 Хартии ООН, которая предписывает странам-членам 'воздерживаться в международных отношениях от угрозы или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства'.

В сказке есть несколько моралей. Во-первых, когда такой ягненок, как Грузия, проявляет хитрость и просит защиты у другого волка - в данном случае, НАТО - ему следует быть осторожным, так как каждый волк охраняет свою территорию и стремится 'защищать' всех ягнят, которые попадают под его 'юрисдикцию'.

Во-вторых, хотя сильные мира сего де-факто связаны международным правом в использовании силы, они следуют негласному 'соглашению между негодяями' вести себя подобным образом. Запад нарушил это соглашение в 1999 году в Косово: силы НАТО сначала атаковали Косово и Белград в нарушение Хартии ООН (хотя с моральной точки зрения их действия были оправданны, так как необходимо было остановить серьезные злодеяния); а затем Запад обеспечил и одобрил отделение Косово. В результате этого опасного прецедента Россия больше не чувствует себя связанной этим негласным соглашением.

В конце концов, поскольку в результате в Грузии пострадало и страдает большей частью гражданское население, необходимо, чтобы международное сообщество нашло долгосрочное решение, что закреплено в соглашении, предложенном президентом Франции Николя Саркози. Однако такого решения нет и не предвидится, поскольку российские войска, вопиюще нарушая это соглашение - а также обычное международное право - остаются во многих частях Грузии помимо Абхазии и Южной Осетии. Эти два региона сейчас провозгласили свою независимость, а Москва дала свое согласие на это отделение, что, вероятно, станет первым шагом к их присоединению к России.

Грузия пошла по пути, по которому ягнята (маленькие государства) обычно идут, когда встречаются с волками (сильными государствами) лицом к лицу, размахивая законом в качестве оружия. Она начала судебное разбирательство против России как в Международном суде ООН за предполагаемые нарушения Конвенции ООН о расовой дискриминации, а также в Европейском суде по правам человека за предполагаемые нарушения Статьи 2 (право на жизнь) и 3 (запрет на жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение) Европейской конвенции по правам человека. Поскольку Грузия подписала Римский Статут Международного уголовного суда, она могла запросить прокурора МУС расследовать утверждения России о военных преступлениях и геноциде со стороны Грузии наряду со своими собственными обвинениями России в преступлениях. Странно, но она этого не сделала, хотя, к счастью, прокурор МУС объявил о том, что он 'анализирует' ситуацию в Грузии.

Другими словами, сам закон не может предложить правильного решения в таких сложных и опасных ситуациях. Только политика и дипломатия могут предоставить долгосрочное решение. Тем не менее, когда обе стороны прикрываются международным правом, авторитетные решения суда могут, возможно, подтолкнуть стороны к достижению длительного соглашения.

Антонио Кассезе - первый президент Международного трибунала по бывшей Югославии и впоследствии председатель Международной следственной комиссии по Дарфуру, преподаватель права в Университете Флоренции.

__________________________________

Copyright: Project Syndicate, 2008.

Перевод с английского - Николай Жданович

__________________________________

Россия и 'обязанность защищать' ("Los Angeles Times", США)

Г. Браун: Что мы противопоставим неприкрытой российской агрессии ("The Observer", Великобритания)

Владимир Путин: Кто открыл ящик Пандоры? ("CNN", США)