Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Если мы соберемся вступить в НАТО, это будет только наш выбор'

Интервью с министром иностранных дел Украины Владимиром Огрызко

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не так давно один европейский коллега рассказал мне шутку. 'Что такое три категории врагов? - спросил он и сразу же сам ответил. - Во-первых, существуют просто враги. Во-вторых, смертельные враги, а, в-третьих, партнеры по коалиции'...

На Украине из-за спора вокруг резолюции по поводу войны в Грузии развалилась прозападная правительственная коалиция. Министр иностранных дел Огрызко, по-прежнему, считает, что его страна идет прозападным курсом.

FAZ: Господин министр, в среду развалилась правительственная коалиция, которая объединяла партии президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко. Причина развала коалиции - глава правительства недостаточно жестко осудила российскую интервенцию в Грузию. Платит ли Москва Юлии Тимошенко жалование, как утверждает секретариат президента?

Огрызко: Не так давно один европейский коллега рассказал мне шутку. 'Что такое три категории врагов? - спросил он и сразу же сам ответил. - Во-первых, существуют просто враги. Во-вторых, смертельные враги, а, в-третьих, партнеры по коалиции'. В этом и есть зерно истины. В настоящий момент мы переживаем сложный этап, но я не считаю, что мы находимся в летальной стадии. Если обе стороны будут ориентироваться на национальные интересы, то коалиция выживет.

FAZ: Что должна сделать Юлия Тимошенко? Давайте возьмем Грузию. Европейский Союз нашел здесь очень ясные, но в тоже время жесткие слова. Он констатировал: военная сила применялась неадекватно, и он подтвердил территориальную целостность Грузии. В заявлении 'Блока Юлии Тимошенко', сделанном во вторник, напротив, все слишком неопределенно.

Огрызко: Здесь речь идет о безопасности нации. Если коалицию необходимо сохранить, то мы должны в этом вопросе занимать одинаковую позицию. 'Наша Украина' готова продолжать работу в коалиции, но мы настаиваем на том, чтобы наши партнеры придерживались договоренностей, достигнутых в период создания коалиции. После распада коалиции госпожа Тимошенко по существующим правилам еще имеет десять дней на раздумье. После этого будет принято решение, останется ли коалиция или наступит новый этап. Но лично я не считаю, что мы уже потеряли все шансы.

FAZ: Российские политики то и дело угрожают, что Украина в ее нынешнем виде однажды вообще перестанет существовать. Беспокоит ли Вас это?

Огрызко: Есть политики, а есть те, кто строит из себя важную персону. От Президента Медведева, премьер-министра Путина и министра иностранных дел Лаврова я никогда не слышал, чтобы наша территориальная целостность ставилась бы под вопрос. Лавров, например, сказал, что Россия не хотела бы выходить из нашего общего договора о дружбе 1997 года, хотя многие этого требовали. Наша цель - хорошее партнерство на основе равноправия и международного права. Но это также означает, что каждая нация имеет право выбора. Если мы захотим найти наше место в демократической Европе, то это будет только наше решение. Если мы захотим вступить в НАТО, то это будет только наш выбор.

FAZ: Конфликт в Грузии усложнил или упростил процесс сближение с НАТО и ЕС?

Огрызко: Это сейчас будет очень во многом зависеть от Германии. После недавних событий многим стало ясно, что мир изменился, что мы перешли 'красную линию'. Ни одно государство в одиночку сегодня не может больше гарантировать свою безопасность. Я уверен, что сегодняшней ситуации не было бы, если бы Грузия уже сейчас участвовала в плане по членству в НАТО. В любом случае мы знаем, что тут кроется серьезная угроза не только для Грузии, но также и для Украины, и для государств Европы.

FAZ: Президент Медведев не так давно представил пять внешнеполитических принципов. Пункт четвертый гласит: защита жизни и достоинства российских граждан, где бы они не находились. Является ли это угрозой для Украины с ее многочисленными областями, где проживает русскоязычное население?

Огрызко: То, что Российская Федерация собирается защищать своих граждан, следовательно, и за границей, это настоящая проблема. Другие страны во время кризиса возвращают своих граждан домой. Если подобный аргумент будет использован как предлог, чтобы действовать против других стран, то мы не будем с этим мириться.

FAZ: Украинская пресса пишет, что Россия целенаправленно раздавала российские паспорта пророссийски настроенным гражданам Украины в Крыму.

Огрызко: В действительности российское Генеральное консульство в Симферополе раздает украинским гражданам паспорта Российской Федерации. Мы просили российскую сторону проинформировать нас о количестве выданных паспортов, но мы не получили ответа.

FAZ: Политики, представляющие российское меньшинство в Крыму, с недавних пор открыто говорят о том, что, если Украина вступит в НАТО, то начнется гражданская война.

Огрызко: Чушь! После начала конфликта в Грузии число украинцев, выступающих за вступление в НАТО, существенно возросло. Что касается демонстраций в Крыму против вступления в НАТО, так мы установили, что их участников в большинстве своем оплачивают из-за границы. Они получают в день до 30 долларов. Это все подкупленные демонстранты.

FAZ: Что вы скажите в ответ на заявление русских о том, что вступление Украины в НАТО подвергает опасности их страну?

Огрызко: От российских коллег я то и дело слышу упрек, что на территории Украины после ее вступления в НАТО появятся американские военные базы. Однако наша конституция запрещает иностранные базы, это также относится и к Севастополю, где до 2017 года размещается российский Черноморский флот. К тому же мы слышим, что Украина, будучи страной НАТО, разместит на своей территории ядерное оружие. Также и в этом вопросе я должен бы сослаться на конституцию, которая это запрещает. У нас уже был Чернобыль, мы знаем, что означает радиоактивное загрязнение. Мы не можем понять, почему наш сосед воспринимает наше развитие в направлении демократии и благосостояния как антироссийское.

FAZ: Что бы вы сказали немцу, если он вас спросил о том, почему он должен проголосовать за вступление Украины в НАТО и ЕС?

Огрызко: Я бы его спросил: какой нам остается выбор, если мы не будем приняты в НАТО? Мы должны будем вооружаться. Но повысится ли тем самым наша безопасность? Или даже безопасность всей Европы? Естественно, нет.

FAZ: Следует ли НАТО принимать в своей состав страну, преобладающее большинство населения которой этого совсем не хочет?

Огрызко: У нас против вступления в НАТО, прежде всего, выступают пожилые люди. Люди, на которых десятилетиями воздействовала советская пропаганда. Это примерно четверть наших граждан. Кроме того, наши расследования показали, что примерно 40% наших соотечественников вообще не имеют никакого представления об альянсе. Этих людей мы должны информировать.

* * * * * * * * * *

Опрос: Причины пятидневной войны (Сообщество читателей ИноСМИ)

Дела достойных продолжателей великого Сталина (Сообщество читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Тонущий пиратский корабль "Россия" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нас душит ненависть к русским оккупантам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! (Сообщество читателей ИноСМИ)

___________________________________

Украина, НАТО и война цивилизаций ("Киевский ТелеграфЪ", Украина)

Киеву больше нужен ЕС, чем НАТО ("The Financial Times", Великобритания)

Будущее по-прежнему оранжевого цвета ("The Times", Великобритания)