Пока эксперты гадают, способна ли будет следующая американская администрация 'удерживать в рамках' агрессивную и требовательную Россию, путинско/медведевская хунта не оставила никаких сомнений относительно своих намерений. Президент-местоблюститель Дмитрий Медведев с вызовом заявил: 'Нас ничего не пугает, в том числе и перспектива 'холодной войны''.
Российским лидерам по сути неважно, кто именно возглавит Соединенные Штаты. Так или иначе, они твердо решили добиться того, чтобы их страну в политическом плане снова признали равной Америке - то есть, чтобы она опять стала мировой державой. Если в Белый дом переедет боевитый Маккейн, им займется 'крутой парень' Путин; в случае другого исхода обводить вокруг пальца Барака Обаму (Barack Obama) будет его правая рука - интеллектуал Медведев. Они явно уже все рассчитали наперед.
Пока же Путин - в лучших традициях русских царей - обеспечивает себе поддержку со стороны вооруженных сил. Вторжение в Грузию - его подарок военным; перед этим несколько лет проводилось массированное перевооружение армии и повышение по службе офицеров на важнейших направлениях оборонной составляющей. Теперь бывший шеф госбезопасности может рассчитывать не только на поддержку своих коллег-силовиков из КГБ. Путин явно считает: дружба довольной армии - важное преимущество российского лидера, даже если спецслужбы уже у него в кармане.
Путин настойчиво гнет свою линию, заявляя, что за всеми грузинскими событиями стоит Вашингтон. В недавнем интервью CNN на вопрос о роли США в этой ситуации он ответил саркастическим вопросом: 'Зачем долгие годы вести тяжелые переговоры и искать сложные компромиссные решения в межэтнических конфликтах? Легче вооружить одну из сторон и толкнуть ее на убийство другой стороны - и дело сделано'.
Судя по всему, попытки Кремля переложить ответственность на других, доказывая, что российское вторжение в Южную Осетию и Абхазию было ответом на американскую агрессию, не сработали в отношении Китая и центральноазиатских государств - участников саммита в Таджикистане. Группа бывших советских республик и Китай отказались выполнить личную просьбу Медведева об одобрении российской акции в Грузии и решения Москвы признать независимость двух 'отколовшихся' территорий.
Идея поддержки притязаний регионов, чье население в этническом плане отличается от титульной нации, явно не соответствует политической линии самого Китая. Куда важнее, однако, другое - России не удалось прикрыть флером добродетели очевидную 'силовую игру', призванную продемонстрировать власть Москвы на постсоветском пространстве.
Похоже, замысел путинско-медведевского тандема заключается в приобретении рычагов влияния на группу бывших советских республик и сопредельных государств, которую они называют 'ближним зарубежьем'. Отказ Запада предоставить им это право сюзерена воспринимается как оскорбление, и, по выражению самого Путина, стремление унизить постсоветскую Россию. Хотя еще не так давно эти люди были коммунистами, Российская империя жила и живет в их душе.
В этом и состоит корень проблемы. Россия все еще тоскует по эпохе царизма - особенно самым успешным ее периодам. Санкт-Петербург получил прежнее название не без причины. Конечно, простые граждане не хотят возврата к эксплуатации, которая была неотъемлемым элементом авторитарных режимов прошлого - будь то коммунистический или царский. Но они готовы с почтением относиться к сильному лидеру, и идти за ним - даже если он возглавляет режим единоличной власти.
Демократия для Путина и его команды учеников-перерожденцев означает использование выборного механизма для манипуляций, позволяющих им оставаться у власти до бесконечности. Подобное выхолащивание демократического процесса, конечно - не их изобретение, но постсоветские руководители России освоили эту методику в совершенстве. Проблема в том, что их апологеты беспечно заявляют: российский вариант манипуляций по сути не отличается от того, что делается в других странах.
Убийства и 'исчезновение' журналистов, 'ликвидация' диссидентов из числа бывших сотрудников спецслужб и лидеров этнических групп, тюрьма для олигархов, не желающих передавать свои преступно нажитые активы другим преступникам-олигархам, находящимся в фаворе у властей - все это альфа и омега путинско-медведевского режима. Такие вещи стали будничным явлением в государстве, делающем вид, будто все его невзгоды - результат унижений, которым его подверг Запад после падения любимой и непонятой коммунистической империи.
Следующей американской администрации придется иметь дело с нарастающей паранойей Москвы: нефтедобыча в стране, отчаянно нуждающаяся в новых инвестициях, начинает сокращаться. Коррумпированность российской бюрократии и грабительское налогообложение коммерческих структур все больше ставят под вопрос приток зарубежных инвестиций и необходимых технологий в российский энергетический сектор.
Медведев - бывший председатель правления газового гиганта 'Газпром' - не может не понимать, что государство режет курицу, несущую золотые яйца. А путинские претензии на политический сюзеренитет над любым государством, где проживет русскоязычное этническое меньшинство (например, странами Прибалтики, Украиной и др.) еще больше ставят под угрозу инвестиционную привлекательность России.
Следующей администрации США придется иметь дело с Россией 'в стрессовом состоянии' - и часто слышать медвежий рык.
Джордж Уиттман - член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger), один из основателей и первый председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy)
* * * * * * *
Алло, НАТО? Или Страшный сон Вайры Карловны (Klubs, Латвия)
Длинные похороны Империи лилипутов (Сообщество читателей ИноСМИ)
Нехристь: американские ракеты в Луганске и Харькове (Сообщество читателей ИноСМИ)
В.Новодворская: Тонущий пиратский корабль "Россия" (Сообщество читателей ИноСМИ)