Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузины задумываются о разумности войны с Россией

Многие считают, что на кону будущее президента

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь, когда открытая война между Россией и Грузией свелась к напряженному противостоянию великих держав, как политики, так и простые грузины начинают ставить под вопрос мудрость дорого обошедшейся стране конфронтации, а также развязавших ее лидеров

Теперь, когда открытая война между Россией и Грузией свелась к напряженному противостоянию великих держав, как политики, так и простые грузины начинают ставить под вопрос мудрость дорого обошедшейся стране конфронтации, а также развязавших ее лидеров.

Они делают это осторожно, утверждая, что не хотят, чтобы их сочли сторонниками призывов Кремля к свержению президента Михаила Саакашвили. Однако приглушенный ропот, впервые раздавшийся в начале войны, становится все громче и громче.

И лидеры оппозиции, и давние сторонники президента сейчас призывают к расследованию, как они говорят, серьезных дипломатических и военных ошибок. Некоторые уже предрекают, что война, которой Саакашвили, как многие считают, рассчитывал заслужить себе место в истории, заставит его расстаться с постом президента.

Российские войска все еще занимают часть Грузии. Однако после отмены во вторник ограничений военного времени на критику правительства взаимные обвинения начали звучать в открытую.

По словам лидера оппозиционной Республиканской партии Давида Усупашвили, решение сражаться с российской армией, намного превышающей грузинскую по численности, вызывало у него опасения. 'Я не верю, что военные действия начало грузинское правительство, но я осуждаю решение нашего правительства ответить полномасштабным вооруженным конфликтом, - говорит он. - Главный вопрос - почему Саакашвили и его администрация: не подумали о том, что Россия ответит всеми силами, подключит танки и артиллерию'.

Лидер оппозиционной партии 'Новые правые' Давид Гамкрелидзе считает, что, хотя Россия давно 'наказывала' Грузию за обретение независимости, 'несбалансированная и крайне агрессивная' политика Саакашвили, сыграла ей на руку. 'Своей воинственной риторикой, всевозможными провокациями Саакашвили пытался показать, что он может вернуть территории военным путем, что он на это способен и у него есть для этого силы'.

Речь идет о двух сепаратистских областях - Южной Осетии и Абхазии. Свидетели обсуждений, предшествовавших войне, рассказывают, что Саакашвили и тесный круг его сторонников, казалось, были убеждены, что у них хватит военной мощи, чтобы отбить Южную Осетию, которую грузинские войска атаковали 7 августа, за несколько часов или дней, и даже не прислушивались к другим точкам зрения.

'Он не общался ни с кем за пределами своего узкого круга и в этом одна из причин его решения действовать в Южной Осетии', - говорит высокопоставленный чиновник, работавший в правительстве с самого прихода Саакашвили к власти и сейчас, по его собственным словам, чувствующий себя разочарованным. Говоря на условиях анонимности, он заявил нам, что Саакашвили 'хочет быть героем, а не нормальным президентом, который повышает налоги и т. д.'.

Президент Фонда исследований стратегии и международных отношений Грузии Александр Рондели назвал окружение Саакашвили 'патриотами', но добавил при этом, что 'возможно, у них недостаточно опыта, и они, скорее, революционеры, чем опытные государственные деятели'.

Сейчас грузинские официальные лица заявляют, что никогда и не думали, что их армия способна самостоятельно справиться с превосходящими силами России.

По словам Саакашвили он не ожидал никакой военной помощи из-за рубежа, но вынужден был атаковать российские войска, чтобы сохранить грузинское государство. 'Мы не ожидали, что нам на помощь придут готовые к бою американские батальоны, - заявил он в интервью. - Это с моей стороны было бы безумием. И я не ожидал, что европейцы будут рисковать собой за нас'.

Конфронтация с Россией из-за Южной Осетии и Абхазии назревала давно. С самой мирной 'революции роз' Саакашвили считал восстановление контроля над областями одной из своих главных целей.

Президент Буш провозгласил прозападное правительство Саакашвили 'маяком демократии'. Однако, как считают многие, еще задолго до войны правительство начало использовать напряженность вокруг мятежных регионов для того, чтобы попирать основополагающие демократические принципы, изменять конституцию в пользу правящей партии, пренебрегать правовыми вопросами и притеснять СМИ.

В прошлом ноябре подобные жалобы вылились в массовые протесты, которые правительство подавило при помощи слезоточивого газа и дубинок, изрядно испортив международный имидж Грузии. Саакашвили положил кризису конец, проведя внеочередные выборы, на которых он был избран на второй срок, хотя и с меньшей поддержкой, чем на предыдущих. Не обошлось и без обвинений в фальсификации.

Впрочем, слабость оппозиции, казалось, гарантировала Саакашвили и его правящему большинству еще пять лет у власти. Однако сейчас он оказался под серьезным давлением: популярный член парламента от оппозиции призывает создать комиссию по расследованию, 80 организаций и частных лиц подписали петицию с призывами к 'широкому обсуждению', а, как сообщает местное интернет-издание, большинство лидеров оппозиции отказались подписать предложенную правительством декларацию о единстве.

Критики также обвиняют правительство в нечестности в отношении итогов конфликта. Кое-кто винит правительство за то, что оно устраивало торжественные мероприятия во время и после войны и объявило в результате о своей информационной победе на международном уровне, свалив на других свои промахи.

'Нам говорят, что виноват кто угодно, кроме самого правительства, - объясняет Усупашвили. - Они уже начали говорить, что события прошлого года не позволили им укрепить армию, или что в оппозиции много [российских] агентов. Им бы лучше оборотиться на себя и выяснить, кто ввел в заблуждение президента, убедив его, что русские не прореагируют'.

Многие здесь уверены, что война лишила президента легитимности. 'У него больше нет ни морального, ни политического права оставаться верховным главнокомандующим. Он должен уйти в отставку', - считает Гамкрелидзе, соперничавший с Саакашвили на январских выборах и сейчас призывающий провести выборы вновь.

Возможной альтернативой считают также Нино Бурджанадзе, помогавшую организовать 'революцию роз'. Этой весной она ушла с поста спикера парламента. Бурджанадзе, недавно посетившая Соединенные Штаты, говорит, что пока не готова критиковать Саакашвили публично, но утверждает, что она годами предупреждала президента о том, что Россия нанесет удар, если Грузия пошлет войска в мятежные регионы. 'Я всегда ему это говорила, в том числе во время последней встречи, незадолго до войны', - заявляет она.

На недавний вопрос о том, уверен ли он в том, что политически переживет кризис, Саакашвили со своей обычной убежденностью ответил: 'Абсолютно'.

Несмотря на все трудности, он остается знакомым лицом, как для грузинских избирателей, так и для европейских союзников, и многие здесь ожидают, что он продержится до конца срока, хотя слабость позиции, возможно, заставит его поделиться властью.

По словам Рондели, шансы Саакашвили сохранить свой пост 'довольно велики'.

'Я думаю, определенные политические силы постараются воспользоваться моментом и избавиться от него, но я полагаю, что его позиции не столь слабы, как полагают некоторые', - говорит Рондели.

Часть критиков опасается, что, преждевременно выступив в открытую, они упустят шанс сменить власть. 'Многие боятся, что их могут арестовать за государственную измену', - заметил правительственный чиновник, рассказавший, что они с коллегами обсуждают возможности бросить вызов администрации. Сидя рядом с уличным кафе под вывеской KGB: Still Watching You, он оттолкнул свой сотовый телефон на другой край стола, и добавил: 'Сейчас все стараются молчать и держаться подальше от сотовых'.

По его словам он не ожидает, что Саакашвили продержится до конца года, но боится того, что может за этим последовать.

'Если его вынудят уйти силой, может погибнуть все, чего он добился - дороги, реформа полиции, евро-атлантическое сотрудничество. Поэтому нам надо действовать очень, очень аккуратно и как можно спокойнее'. Иначе, по его словам, правительство только сменится на более авторитарное.

Критики утверждают, что им не нужна очередная революция. Многие предполагают, что Саакашвили может остаться у власти с урезанными полномочиями. Некоторые, впрочем, выразили опасения, что правящую партию война не вразумила, и она сочтет предоставленную США помощь на миллиард долларов благословением на то, чтобы продолжать прежнюю политику.

Предлагать помощь без дополнительных условия было 'ошибкой', считает Гамкрелидзе. По его словам это должно было быть привязано к судебным, законодательным, конституционным реформам и реформе СМИ. 'Он чуть не вовлек нас в новую 'холодную войну', а то и в третью мировую. В интересах американских и европейских союзников сделать эту страну более демократической и более ответственной'.

* * * * * * *

Алло, НАТО? Или Страшный сон Вайры Карловны (Klubs, Латвия)

Длинные похороны Империи лилипутов (Сообщество читателей ИноСМИ)

Нехристь: американские ракеты в Луганске и Харькове (Сообщество читателей ИноСМИ)

В.Новодворская: Тонущий пиратский корабль "Россия" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Стройматериал для великой империи (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! ("Квела сиахле", Грузия)

__________________________________

Проблема с Саакашвили ("The Washington Post", США)

Банда Путина теряет связь с реальностью ("The Boston Herald", США)

Российский 'имперский рецепт' ("Foreign Policy", США)

Десять главных мифов о России, ее лидере и ее силе ("Newsweek", США)

Кукловоды, стоящие за президентом Грузии Саакашвили ("Online Journal", США)