Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский Союз - 'благодаря' российской операции в Грузии - наконец всерьез занялся выработкой единой внешней политики. Некоторые наблюдатели утверждают, что участники состоявшегося на прошлой неделе саммита ЕС не проявили достаточной твердости перед лицом российской агрессии. Но эти критики не поняли главного

Европейский Союз - 'благодаря' российской операции в Грузии - наконец всерьез занялся выработкой единой внешней политики. Некоторые наблюдатели утверждают, что участники состоявшегося на прошлой неделе саммита ЕС не проявили достаточной твердости перед лицом российской агрессии. Но эти критики не поняли главного. Встреча в Брюсселе показала, что лидеры ЕС наконец начали мыслить стратегически, признав, что Европа столкнулась с новой проблемой: усиливающейся ядерной державой, готовой прибегать к военной силе для обеспечения своих интересов.

Предстоит еще большая работа по консолидации общеевропейской внешней политики - ведь традиции, исторический опыт, интересы и представления стран-участниц ЕС весьма различаются. Однако многообещающим результатом последнего саммита стали первые шаги к выработке единой точки зрения. Уже не первый год отношения с Россией представляют собой вопрос, вызывающий больше всего разногласий между лидерами стран ЕС. Теперь все они 'подписались' под громким и четким призывом: Москве пора прийти в себя.

Речь идет не о том, чтобы помешать России вернуть себе статус мировой державы, которого она несомненно заслуживает. Задача состоит в том, чтобы убедить Москву: этой цели следует добиваться, не угрожая оружием, а задействовав другую - неодолимую - силу: силу привлекательности.

Россия, обладающая гигантскими запасами сырьевых ресурсов, несомненно будет играть в мире важную роль. Но она выбрала неверную модель, вновь прибегая к несостоятельным методам из прошлого: жесткому контролю над соседними странами, односторонним действиям и агрессивному отстаиванию национальных интересов, в том числе с применением силы. Анахронистические принципы и задачи, которыми руководствуется Россия, представляют угрозу для Европы и международного устройства.

Если России удастся восстановить гегемонию над значительной частью бывшей советской империи, на нашем континенте возникнет два соперничающих блока. Россия Владимира Путина и Дмитрия Медведева готова вернуться к прежней конфронтационной политике. Если объединенная Европа примет этот вызов, она вынуждена будет все больше противоречить самой себе. Ей придется отказаться от принципов и политического курса, лежащих в самой основе Союза. Вместо сотрудничества с соседями, а то и прямого расширения, Евросоюз должен будет воздвигать новые стены. Такого прискорбного развития событий допускать нельзя.

Бывший министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили (Salome Zurabishvili) справедливо отмечает: мы можем 'завоевать Россию на свою сторону за счет ума и политического опыта, но не демонстрации силы'.

Действовать необходимо по трем направлениям: во-первых, хотя диалог с Россией следует продолжать, он уже не должен быть столь открытым и 'романтичным' как раньше. Нашими стратегическим принципами должны стать дисциплина, дистанция и осмотрительность. Евросоюзу необходимо отслеживать поведение российских предприятий на своих рынках, гарантируя, что они не преследуют неких тайных целей в угоду Кремлю. Брюссель также должен предупредить инвесторов о нецелесообразности чрезмерного вовлечения в российскую экономику, и выработать единую энергетическую политику.

При рассмотрении пакета мер по борьбе с изменением климата - проекта номер один для Еврокомиссии в ее нынешнем составе - необходимо учитывать соображения энергетической безопасности. Чтобы добиться намеченных Брюсселем показателей по объему выбросов парниковых газов, Европе, по оценке швейцарского банка UBS, Европе придется перевести 13% своих генерирующих мощностей - электростанции, производящие в совокупности 430 тераватт-часов электроэнергии - с угля на газовое топливо. Это резко увеличит нашу зависимость от российского газа.

Если Евросоюз всерьез намерен занять уверенную позицию по отношению к Москве, ему необходимо снабдить систему торговли квотами на выбросы предохранительным механизмом в виде верхних и нижних ценовых пределов. Это позволит не допустить чрезмерного повышения цен на квоты, что лишь увеличило бы спрос на российский газ.

Во-вторых, перед восточными соседями ЕС, особенно Украиной, следует открыть реальную перспективу вступления в его ряды. Только осуществимость 'западного варианта' способна разубедить общественность в странах региона в том, что их судьбы неразрывно связаны с Россией. 'Европейская перспектива' означает не немедленное вступление в ЕС, а обязывающее обещание принять эти страны в его состав, когда они добьются соответствия всем необходимым для этого критерия. Лидеры союза должны придать этому региону приоритетное значение в своей стратегии, и отбросить 'логику раздела'.

В-третьих, нам следует определить место России в европейской архитектуре. Сегодня мы не в состоянии выработать концепцию относительно роли Москвы, которая удовлетворила бы самих россиян и одновременно была бы полезна для Европы. Подобное отсутствие концептуальной базы - одна из причин неудачи нашего политического курса.

Без такой концепции Европа мало что может предложить России, а той, в свою очередь, трудно будет найти для себя иную роль, кроме роли 'отдельно стоящей' державы, не имеющей союзников. Как выразился политик-оппозиционер и критик Путина Борис Немцов, если Россию не вписать в некую систему европейской безопасности, Москва будет 'действовать наугад в поисках врага, угрожая всем'.

Новообретенная уверенность России в себе во многом построена на шатком фундаменте. Ее экономический рост основывается прежде всего на сырьевом экспорте. Инфраструктура и промышленность отчаянно нуждаются в модернизации, население быстро 'стареет'. Для решения этих проблем Москве необходимо сотрудничество с Западом. Она не может позволить себе оказаться в изоляции и утратить позиции в мировых политических и экономических институтах, а также репутацию в глазах инвесторов - о чем наглядно свидетельствует бегство иностранных капиталов и падение российских акций после вторжения в Грузию.

Представляя себя как страну, не имеющую друзей и союзников, Россия в конце концов накликала беду. Война в Грузии привела к полной изоляции Москвы. Ее блицкриг не поддержал никто.

В общем, россиянам и их лидерам есть над чем подумать. И сплоченная, принципиальная позиция Европейского союза, обладающего стратегией развития в масштабе всего континента, могла бы помочь России сделать выбор в пользу сотрудничества, а не конфронтации.

Анджей Олеховский - бывший министр иностранных дел и министр финансов Польши. Павел Свебода - председатель demosEuropa - Центра европейской стратегии

* * * * * * *

В.Новодворская: Тонущий пиратский корабль "Россия" (Сообщество читателей ИноСМИ)

Стройматериал для великой империи (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! ("Квела сиахле", Грузия)

Россия наносит ядерный удар по припятским болотам (Сообщество читателей ИноСМИ)

Какие страны останутся после Третьей мировой войны? (Сообщество читателей ИноСМИ)

____________________________

ЕС и Россия должны вместе искать путь к спасению ("Le Figaro", Франция)

Хмурое утро ЕС ("Newsweek", США)

Киеву больше нужен ЕС, чем НАТО ("The Financial Times", Великобритания)