Неудивительно, что президент России Дмитрий Медведев, встречаясь на этой неделе со своим французским коллегой Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) в неоготическом замке Майендорф невдалеке от Москвы, выглядел таким довольным. Есть с чего.
Подписанное ими соглашение по окончательному прекращению огня между Россией и Грузией - это, по сути, в точности то, чего с самого начала хотела Москва. Российские войска получат на вывод из созданных ими так называемых 'буферных зон' вокруг сепаратистских анклавов Абхазии и Южной Осетии еще один месяц, но из самих анклавов выводиться не будут. Изначально в мирном плане указывалось, что обе стороны должны отвести войска на позиции по состоянию на 7 августа, когда конфликт только начался, однако теперь Россия спокойно может оставлять в анклавах не просто солдат, а солдат вместе с танками. Медведев заявил, что независимость обоих этих регионов отныне 'необратима', а Саркози с довольной миной принял это как fait accompli.
Даже президент Грузии Михаил Саакашвили сказал, что это соглашение - 'шаг вперед', хотя его близкий друг, заместитель министра иностранных дел Гига Бокерия, выразился гораздо более прямо, назвав установление Россией 'дипломатических отношений' с этими регионами 'очередным этапом их аннексии'.
После разгрома, который учинила Россия грузинской армии, Грузия больше не может сопротивляться этому процессу при помощи силы. Однако те, кто больше всех страдает от происходящего - простые люди, беженцы из Абхазии и Южной Осетии, - продолжают страдать. В 70-тысячном населении Южной Осетии было, по подсчетам, около 30 тысяч этнических грузин. Сегодня, судя по всему, там осталось не более тысячи, и то потому, что те, кт остался, слишком стары или больны, чтобы бежать.
А что же насчет "мягкого влияния"? В понедельник грузинское правительство подало против России иск в Международный суд в Гааге, требуя немедленного принятия 'временных мер. . . по предотвращению ущемления прав этнических грузин'. Россия - не Советский Союз - впервые предстает перед этим судом в качестве обвиняемого. Кроме того, впервые наблюдается попытка использовать в качестве обвинительного аргумента в международном суде ратифицированную СССР Конвенцию ООН 'О ликвидации всех форм дискриминации', принятую в 1965 году в рамках борьбы с апартеидом в ЮАР и запрещающую любую дискриминацию по этническому и национальному признаку.
Чтобы добиться своего, Грузии необходимо доказать, что, во-первых, дискриминация имела место; во-вторых, что дискриминация продолжается, что требует принятия незамедлительных мер; в-третьих, что представленное дело prima facie относится к компетенции данного суда - правового органа ООН. В качестве доказательств грузинские юристы представили в суд письменные показания беженцев и спутниковые фотографии выжженных грузинских деревень в нескольких милях от практически нетронутых осетинских. Также они заявляют, что в 'этнических чистках' участвовали не только осетинские боевики, но и российские солдаты. Россия все отрицает, но главный ее аргумент - Международный суд не правомочен рассматривать такие обвинения.
Итак, каковы же в реальности шансы на то, что судьи смогут остановить этнические чистки - то есть сделать то, что не удалось Европейскому Союзу? Ответ - весьма и весьма невелики. Сегодня обе стороны завершат устное представление своих аргументов и контраргументов, после чего суд в течение нескольких недель обещает вынести решение. Решение суда - это не просто мнение: для обеих сторон оно является юридически обязывающим; как выразился один из сотрудников аппарата суда, 'та сторона, которая не подчинится, превращается в изгоя'.
Однако есть одна лазейка. Поскольку Международный суд - это орган ООН, любая из сторон может подать апелляцию на его решение в Совет Безопасности. А в Совете Безопасности есть Россия, а у нее есть там право вето.
В истории подобный спор рассматривался только единожды: в 1986 году Международный суд удовлетворил претензию Никарагуа к США за поддержку американцами группировок 'контрас' и запретил США минировать никарагуанские порты. США отказались подчиниться решению суда. Правительство Никарагуа апеллировало к Совету Безопасности - но Вашингтон наложил вето на голосование, и решение так и не было принято. Вне всякого сомнения, в Москве это прекрасно помнят.
* * * * * * * * * *
Даже сам Влад Дракула не спасет Россию(Сообщество читателей ИноСМИ)
Саакашвили: Мы перестали быть марионетками кремлевских му...ов (Сообщество читателей ИноСМИ)
Сергей Доренко: Нам принесут Грузию в подарочной упаковке (Сообщество читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Тонущий пиратский корабль "Россия" (Сообщество читателей ИноСМИ)
__________________________________
Буш упрекает Россию? Путин, должно быть, смеется до упаду ("The Guardian", Великобритания)
Грузины задумываются о разумности войны с Россией ("The Washington Post", США)
Как Америка может приструнить Россию ("The International Herald Tribune", США)