Вероятно, самый насущный вопрос в международной политике сейчас - останется ли вторжение России в Грузию с последующей оккупацией единичным случаем, или это первый этап последовательной и, безусловно, вызывающей беспокойство программы в области национальной безопасности и внешней политики?
Как бы мы не цеплялись за первую из этих теорий, факты свидетельствуют об обратном. Европейская делегация во главе с французским президентом Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) смогла на этой неделе добиться обещания вывести российские войска с территории Грузии (кроме Абхазии и Южной Осетии, независимость которых, по словам Москвы 'не подлежит отмене'). Однако в конечном итоге эта короткая война может остаться в истории как знак начала коренного изменения национальных приоритетов России. В настоящий момент очевидно, что в число этих новых приоритетов скорее всего будет входить возвращение потерянного в ходе распада Советского Союза, который Владимир Путин считает 'крупнейшей геополитической катастрофой века'.
Как же Россия будет этого добиваться? По-видимому, она будет стараться подмять под себя внутреннюю политику бывших советских республик и, что еще важнее, пытаться контролировать их экономическую и внешнеполитическую ориентацию. Исключено должно быть все, что не соответствует интересам России, как их понимает нынешнее руководство Кремля - идет ли речь о демократизации, экспорте нефти и газа в обход России и в особенности членстве в западных организациях, таких как Европейский Союз и НАТО. Если для этого России придется частично или даже полностью пожертвовать плодами постсоветского сближение с Западом, в том числе членством в 'большой восьмерке', вступлением во Всемирную торговую организацию и связями с ЕС - ничего страшного.
У России есть удобные мишени - тлеющие пограничные споры (а практически все границы России с новыми независимыми республиками можно оспорить, так как они основаны на крайне плохо проведенных внутренних границах Советского Союза), и присутствие этнических русских или русскоговорящих меньшинств в соседних странах.
Помимо Эстонии и Латвии, в которых этнические русские составляют четверть населения, однако членство которых в НАТО увеличивает риск для Кремля, наиболее вероятной целью является Украина. Киев неоднократно бросал вызов России и сердил ее, проводя политику демократизации и осознанно ориентируясь на Запад, к тому же, его руководство стремится вступить в НАТО. Почти каждый пятый житель Украины - этнически русский. В общей сложности их число достигает восьми миллионов, и живут они большей частью на северо-востоке страны, вблизи российской границы.
В апреле этого года на саммите НАТО в Бухаресте г-н Путин ясно выразил пренебрежение суверенитетом Украины. Согласно многочисленным сообщениям российской и украинской прессы, он заявил президенту Бушу, что 'Украина - это даже не государство', что значительная часть ее территории 'подарена' Россией, и что она может 'прекратить существование', если осмелится вступить в НАТО. Визит вице-президента Чейни (Cheney) на Украину на прошлых выходных, в ходе которого он от лица Америки выразил 'полную поддержку' этой 'демократической стране' и ее 'праву' вступить в НАТО, определенно задумывался как сигнал для Москвы.
Для того, чтобы вызвать политический кризис на Украине и добиться смены руководства страны, и без того глубоко увязшего в междоусобной борьбе, нет более подходящего места, чем Крымский полуостров. В конце 18-го века он был отбит Екатериной Великой у Османской Империи. Этническими украинцами является менее четверти крымчан, в то время как русские составляют больше половины населения полуострова (еще одну пятую составляют проукраински настроенные крымские татары).
Со времен подписанного президентом Борисом Ельциным и украинским президентом Леонидом Кучмой в 1997 году Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией подавляющее большинство российских парламентариев выступало против признания Крыма территорией Украины. Особенно непреклонны русские националисты были в отношении города Севастополя - базы российского Черноморского флота, прославленного некоторыми из наиболее впечатляющих подвигов российской воинской доблести и самопожертвования времен Второй мировой и Крымской войн.
Политики-националисты, в том числе мэр Москвы Юрий Лужков, неоднократно посещали Крым, как с целью демонстрации флага, так и для поддержки русских ирредентистов (многие из которых отставные российские офицеры), периодически устраивающих шумные митинги. В 2006 их протесты привели к отмене совместных учений Украины и НАТО 'Sea Breeze'. 'Севастополь был и должен вновь стать русским городом', - заявил в этом мае г-н Лужков (так в тексте, на самом деле он сказал '... и должен остаться...' - прим. пер.), а московская мэрия выделила 34 миллиона долларов на 'поддержку соотечественников за рубежом' на ближайшие три года. 5 сентября министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко обвинил российское консульство в Крыму в выдаче жителям полуострова российских паспортов.
Три четверти из 340 000 обитателей Севастополя - этнические русские. Кроме них в городе находятся 14 000 российских моряков, нередко переодевающихся в штатское и участвующих в ирредентистских демонстрациях. Таким образом, внезапно арестовать украинского мэра и его администрацию и поднять над городом российский флаг может оказаться не так уж трудно. Если однажды российский суверенитет над Севастополем будет установлен, его невозможно будет отменить без полномасштабной войны, которую Украина не готова будет начать и которую не одобрят ее западные союзники.
Еще более дерзкий (и, вероятно, более кровавый) сценарий подразумевает провокацию со стороны финансируемых и, возможно, вооруженных Москвой русских националистов (или российского спецназа под личиной ирредентистов). Они могут провозгласить суверенитет России над одним из городов поменьше (Алуштой, Евпаторией, Анапой) или над частью территории в глубине полуострова. Вооруженные силы Украины, базирующиеся в Крыму вне Севастополя, нанесут ответный удар, и кровопролитие, которое последует за этим, даст Москве предлог, чтобы вмешаться и защитить соотечественников - на сей раз, в отличие от Южной Осетии, этнически русских.
Вне зависимости от деталей сценария, по-видимому, российский политический барометр предсказывает шторм.
Леон Арон - директор программ по изучению России и постоянный научный сотрудник Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute). Его последняя книга носит название 'Российская революция: эссе 1989-2006" (AEI Press, 2007).
* * * * * * * * *
Анатомия московской лжи (Сообщество читателей ИноСМИ)
Из Тацита: "Саак Свирепый, Царь Колхов"(Сообщество читателей ИноСМИ)
Саакашвили: Мы перестали быть марионетками кремлевских му...ов (Сообщество читателей ИноСМИ)
Сергей Доренко: Нам принесут Грузию в подарочной упаковке (Сообщество читателей ИноСМИ)
____________________________________
Европейский Союз не хочет ставить на вступление Украины, и правильно ("The Times", Великобритания)
Чтобы вступить в НАТО, Украине придется отдать Севастополь ("The Times", Великобритания)
ЕС: 'У украинцев нет худшего врага, чем они сами' ("The Financial Times", Великобритания)
Как Америка может приструнить Россию ("The International Herald Tribune", США)